Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СТРУГАЧЕВ СеменСТРУГАЧЕВ Семен
Муренин Николай ВладимировичМуренин Николай Владимирович
БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
ГАРДЕН Артур
Фернандо Колунга ОливаресФернандо Колунга Оливарес
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СЕКРЕТЕВ Александр

(Один из старших командиров Добровольческой армии, Генерал-майор)

Комментарии для СЕКРЕТЕВ Александр
Биография СЕКРЕТЕВ Александр
Секретев Александр Степанович родился 8 августа 1881 года в станице Краснощековская в дворянской семье офицера ВВД. Эта станица, названная в честь первых донских генералов 18 века Ивана и Федора Краснощекова (героев многих исторических песен возникла лишь в 1911 году и ей были переданы некоторые хутора Чернышевского юрта. В том числе хутора Черновский и Секретев.

Окончил Донской кадетский корпус (1899), сотню Николаевского кавалерийского училища (1901). По окончании Николаевского кавалерийского училища в Петербурге Секретев был зачислен хорунжим в Лейб-Гвардии Атаманский полк. Далее цитата из генеалогического сборника С. Корягина и К. Секретева:

Добровольцем участвовал в русско-японской войне и заслужил там боевой орден Св. Владимира 4-й степени. После войны возвратился в тот же полк, но вскоре принужден был уйти из гвардии и был отчислен в запас. От этого времени несколько лет посвятил конному спорту, с успехом принимал участие в конных состязаниях на Ростовском и Новочеркасском ипподромах и среди иных наград взял первый приз за стоверстный пробег на своей кобыле 'Мария Вечера'. В 1913 г. зачислен в 15-й Донской казачий полк, а с началом Первой мировой войны назначен командиром 16-й Донской отдельной сотни. С нею заслужил Георгиевское оружие в награду за успешную конную атаку на австрийскую пехоту. После Октябрьского переворота в конце 1917 г. возвратился на Дон в должности командира 25-го (или 24-го) Донского казачьего полка. По пути, в Луганске, попал в руки большевиков и избежал расстрела только благодаря случайности.

Примечание: Вот как описан этот эпизод в книге И. Н. Оприца: 'На ст. Кондратовка в вагон были посажены арестованные генерал Секретев и ур. Щипилев, тоже для доставки в Новочеркасск. Генерала Секретева, в составе партии в 60 человек арестованных, везли накануне в Луганск. Казаки Луганской станицы решили не допускать больше вывоза Донских офицеров из пределов Области и отбив на станции всю партию, отвезли в станицу, где разобрали по домам, приняв всех с большой заботой. Однако, вскоре прибыл карательный отряд, который отобрал всех арестованных, причем во время очень короткой перестрелки был легко ранен в шею генерал Секретев. Секретев, как раненый был оставлен в станице, остальных отбитых повели ночью с фонарями на Луганск и, по слухам, расстреляли в какой-то балке'.

Во время всеобщего восстания донцов в апреле и мае 1918 г. командовал 1-м конным полком под Новочеркасском и против красных частей Ворошилова и Мухоборца, на Чирском направлении. В 1919 г. при взятии Луганска стоял во главе бригады, уже в чине генерал-майора. В мае того же года, когда генерал Ф. Ф. Абрамов потерпел неудачу при переправе через Донец у хутора Подгорного, генерал Секретев принял от него конную группу со специальным заданием прорваться с нею к восставшим верхне-донцам. В группе состояло две конных дивизии (восьмая и девятая) и пять батарей. Генерал Секретев скрытно подвел свои полки к предмостному укреплению красных около станицы Репная. Отсюда две сотни калмыков ночью вплавь переправились через Донец и вышли в тыл противнику. После этого его дивизии взяли предмостное укрепление с уцелевшим мостом и развивая успех, прорвались на тылы красных армий, где соединились с повстанцами. Благодаря этому успешному маневру начался период новых казачьих побед.

Генерал Секретев назначен начальником 9-й конной дивизии (в составе 4-го Донского конного корпуса генерала К. К. Мамантова; в его дивизию входили 8-я конная бригада генерала Кучерова, 11-я конная бригада генерала Калинина и 12-я конная бригада генерала Каргальского). С этой дивизией он участвовал и в рейде Мамантова, причем не раз замещал его в качестве временно командующего корпусом.

Секретевская 12 дивизия 5 августа 1919 года с налета взяла Тамбов. Затем был взят город Козлов, где находился штаб Южного фронта красных. Штаб разбежался, бросив имущество, и был захвачен бронепоезд Троцкого (он только на нем передвигался по всем фронтам). 13 августа казачьи полки Секретева подошли к Богоявленску, а вечером 14 августа отряд из трех сотен казаков подошел к Раненбургу Рязанской губернии. Это была крайняя точка продвижения корпуса на север. 22 августа корпус получил приказ Деникина возвращаться на юг, который не был выполнен. И только повторный приказ, с угрозой отдать командование корпуса под суд, был выполнен.

Командование корпусом Секретев принял в драматической ситуации.

1 февраля 1920 года генерал-лейтенант Мамантов неожиданно скончался при загадочных обстоятельствах. И в тот же день временно исполнявший обязанности командующего корпусом генерал Павлов совершил ужасную ошибку:

'1 февраля 1920 года генерал Павлов, получив приказ отрезать выход конной группе Буденного на Торговую, провел корпус по голой степи вдоль левого берега Маныча. Жестокие метели и 30-градусный мороз за три дня перехода сделали свое дело - изможденные люди и едва идущие лошади, выйдя к Торговой, попали под шквальный артиллерийский и пулеметный огонь. Тактический просчет в выборе маршрута стоил потери 7 из 12 тысяч человек. Многие из оставшихся в живых умирали от обморожения. Дух корпуса был сломлен, а известие о гибели Мамантова еще больше расстроило казаков. Погибло две трети донской конницы. Павлов был отрешен от командования, его сменил генерал Секретев.' (по статье канд. ист. наук В.Цветкова)

Подчиненные любили генерала Секретева за заботу о них и за ровное приветливое отношение; называли его 'наш Секрет' и верили в его военный опыт. Генерал же Краснов, будучи Донским атаманом, не раз в приказах восхвалял его доблесть и при этом ласково называл его 'Сашей Секретевым'.

4 Донской корпус Секретев эвакуировал в Крым, но никакой должности у Врангеля не получил.
Генерал Секретев у Врангеля находился без должности в резерве. Врангель, помня Донскую республику Краснова, подозревал донцов в сепаратистских настроениях и не доверял им. Секретев, боевой генерал, вынужденный по воле Врангеля бездействовать и лишь наблюдать за разгромом его армии, также не мог относиться к нему положительно.Секретеву пришлось уходить из Крыма вместе со всеми.

Войска, превратившиеся в армию беженцев, разбили лагеря в Галлиполи и на острове Лемнос. Нижние чины спали сначала на голой земле, потом появились палатки и были вырыты землянки. Высший командный состав снимал жилье в домах местных жителей. Люди (140 тыс., из них половина - гражданские лица) бедствовали, голодали и жили за счет помощи Красного Креста и Антанты, то есть французских и английских властей. Армия была никому не нужна, что делать дальше, никто не знал, ни Врангель, ни Кутепов ничего, кроме пустых обещаний, ей предложить не могли. Становиться вечными изгнанниками хотелось далеко не всем. И люди стали думать о возвращении.

Эвакуировавшись в 1920 г. из Крыма в Константинополь, а затем через год в Болгарию, генерал Секретев затосковал. В Болгарию постепенно перебрались из Галиполи и Лемноса брошенные на произвол судьбы остатки белых. В этот год и произошел поворот в сознании генерала Секретева.

Поддавшись уговорам Союза Возвращения на Родину и настояниям любимой женщины, он решил вернуться на Дон и был одним из подписавших воззвание с призывом к казакам ехать тоже туда. Пропагандисты-возвращенцы пользовались его авторитетом у казаков и возили повсюду с собой. Но, однажды, в Калединско-Назаревском полку, хорошо выпивши, Секретев сказал толпе казаков: 'Все вы меня знаете, вместе воевали, вместе и домой поедем, вместе нас там и повесят. А мы все-таки поедем'.

Его деятельность возмущала многих казачьих офицеров и старших начальников. Последовали приказы об исключении его из списков всех казачьих частей, а Лейб-гвардии Атаманский полк лишил его права носить полковую форму.

Примечание: Союз возвращения на Родину - зарегистрирован в Болгарии 26.4.1922. Создан советской агентурой для репатриации казачьих и русских эмигрантов, попавших заграницу в 1920 г. после борьбы с большевиками. На третьем месяце после его образования в нем появились и казаки, 'сменившие вехи' и ратовавшие за возвращение в станицы. Казаков в это время собралось больше всего в Болгарии и Польше. На призыв возвращенцев отозвалось несколько тысяч казаков, среди которых оказались и офицеры. Был среди них и известный на Дону генерал А. С. Секретев. Вместе с генералами Ю. Гравицким, И. Клочковым и Е. Зелениным он подписал 'Декларацию чинов бывших белых армий к войскам белых армий' с призывом ехать домой. К генералу примкнуло человек 15 из высшего командного состава казачьих частей, а также множество офицеров и рядовых казаков. В начале 1923 года весь Казачий стан генерала Секретева был перевезен в СССР.

Вот это удивительное 'Обращение' от 29 октября 1922 г.:

К войскам белых армий

Боевые наши соратники!

Настоящим обращением мы оповещаем всех вас, что отныне мы признаем в качестве Российского правительства нынешнее Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и готовы перейти на службу в Российскую Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Мы все даем обещание быть лояльными гражданами Советской Республики и честными солдатами ее революционной армии.

Гражданская война и годы эмиграции наглядно показали, что идеология белого движения потерпела полное крушение, потому что по существу своему являлась глубоко антигосударственной и противонародной. Выброшенное в эмиграцию белое движение выродилось в ряд авантюр, лишенных какого бы то ни было идейного содержания. Зародившееся под лозунгом спасения отечества белое движение уже давно является ярко выраженным движением против России.

Особенно показательной и требующей сурового осуждения является деятельность барона Врангеля, для которого несчастное положение беженских масс и бывшей армии является источником власти и который не оставляет попыток возобновить вооруженное нападение на Россию. Врангель не только являет собою угрозу мирной жизни в России, но и торгует русским оружием, носить которое мы почитали своей гордостью. Мы наблюдаем русские войсковые части на службе у государств, не состоящих с Россией ни к союзе, ни в дружественных отношениях. Несомненным преступлением против России является удар по тылу Российской Красной Армии в период наступления ее на поляков, преступным является и постоянная готовность Врангеля к борьбе с Новой Россией на стороне ее врагов. Мы не можем ни сочувствовать, ни нести ответственность за этот авантюризм.

С другой стороны, нужно признать, что пятилетнее существование Советской власти свидетельствует о том, что эта власть признана русским народом и пользуется его всемерной поддержкой. Доходящие до нас из России сведения определенно говорят о том, что наша родина вышла из полосы первоначального революционного хаоса и вступила на путь творческой созидательной работы. На международной политической арене Советское правительство является единственным защитником интересов России и ее государственного суверенитета...
Мы уверены, что наш пример увлечет за собою всех наших честных боевых соратников. Да здравствует же Революционная Советская Россия, великая наша Родина!

Александр Секретев, генерал-лейтенант , бывший командир Донского конного корпуса. Юрий Гравицкий, генерал-майор , бывший начальник Марковской дивизии Добровольческой армии. Иван Клочков, генерал-майор , бывший командир 2-й бригады 1-й Донской казачьей дивизии. Евгений Зеленин, генерал-майор , помощник начальника Алексеевской пехотной дивизии. Дмитрий Житкевич, полковник, бывший командир Самурского пехотного полка. Вячеслав Оржановский, полковник, причисленный к Генеральному штабу, старший адъютант штаба Корниловской дивизии. Николай Климович, полковник, бывший командир 1-го Сунженско-Владикавказского пластунского батальона. Михаил Лялин, полковник, бывший командир бронепоезда "Единая Россия ".

1 ноября 1920 года, перед уходом последних добровольцев из Крыма, тяжелый бронепоезд 'Единая Россия' был уничтожен лобовым столкновением с легким бронепоездом "Георгий Победоносец". Это сделали сами белые, чтобы они не достались красным. Потрясающий по глубине метафизический жест! С таким сознанием свершившегося Армагеддона и возвращались в Россию подписанты. Как на страшный суд.

Всего с Секретевым вернулось в Россию около 4 тысяч человек.

Из монографии Якова Юрьевича Тимченко 'Голгофа русского офицерства в СССР, 1930-1931 годы.":
'Из реэмигрантов, вернувшихся в Советскую Россию в 20-х годах, в Красную Армию были приняты лишь единицы. Так, из перечисленных выше 20 белых генералов, приехавших в СССР, лишь Я. А. Слащев да А. С. Секретев были зачислены на военно-преподавательскую работу. Остальным же пришлось довольствоваться в лучшем случае положением мелких советских служащих. Почему только этим двум генералам была оказана така честь?
Дело в том, что оба этих генерала были именитыми белогвардейскими военачальниками: Слащев - деникинским, а Секретев - донским. Именно вслед за ними и благодаря их призывам стали возвращаться на Родину многие другие белые эмигранты. Поэтому в рекламных целях советская власть приняла обоих генералов на службу в РККА: Слащев стал преподавателем школы комсостава "Выстрел", Секретев - Московской кавалерийской школы ОГПУ (!).'

Есть разные свидетельства о том, что в Москве и Слащев, и Секретев начали сильно пить. За ними ОГПУ вел постоянное наблюдение. К ним ходили в гости, затем эти гости писали доносы. Но ничего, кроме описаний пьянства, в этих доносах не было.

Свою невероятную смелость и 'безбашенность' Слащов проявляет и на службе в РККА. Он как будто ищет смерть.

Однажды при разборе военных действий во время Польско-Советского конфликта он назвал действия красного командования крайней тупостью. Кампания была действительно неудачной. Командовал тогда Буденный, он же присутствовал при разборе операций. Выхватив пистолет, легендарный командарм сделал несколько выстрелов в сторону неподвижно стоящего лектора, но ни разу не попал. Слащев подошел к нему и спокойно сказал:
- Как вы стреляли, так и воевали.

Зато другой человек не промахнулся. 11 января 1929 г. Слащов был убит у себя дома, якобы из личной мести, одним из его курсантов, хотя по времени это убийство совпадает с началом волны репрессий, обрушившихся на бывших офицеров Белой армии в 1929- 1930 гг. Убийцу быстро признали невменяемым и дело закрыли.

Оба они прекрасно понимали, что это рано или поздно случится и ничего изменить нельзя. Страны, за которую они воевали и которой давали присягу, больше не было. Родина, куда они вернулись могла с ними делать все, что захочет. И она сделала это. Слащова убили раньше, Секретева - немного позже.

Тимченко:
'14 августа 1930 года по Москве прокатилась волна массовых арестов бывших белых. Были схвачены бывшие генералы Секретев, Савватеев, Бобрышев, Николаев, Зеленин, а через две недели к ним присоединился и Гравицкий. В эту же компанию попал и один бывший сибирский белый генерал А. И. Редько, в 1920 году командовавший против красных Тобольской группой войск. Также было арестовано множество офицеров и бывших белых политических деятелей, в частности - член правительства Кубанской рады П. М. Каплин.

Всем бывшим белогвардейцам вменялись в вину подготовка вооруженного восстания и шпионаж. По приговору Коллегии ОГПУ от 3 апреля 1931 года 31 активный участник организации бывших белогвардейцев был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 апреля.

Среди расстрелянных значились генералы А. С. Секретев (бывший командир 4-го Донского корпуса), И. Л. Николаев (начальник 10 Донской дивизии), И. И. Бобрышев (командир пластунов), А. И. Редько (командующий Тобольской группой войск), Ю. К. Гравицкий (командир Алексеевского полка), Е. И. Зеленин (комбриг 6-й пехотной дивизии), полковники Д. В. Житкевич (командир Самурского полка), Б. Д. Макуха (начальник конвоя) и многие другие.'

Фамилии под Обращеним Секретева 1922 года и расстрельным списком 1931 повторяются не случайно. 'Вместе воевали, вместе домой поедем, вместе нас и повесят' - говорил Секретев еще в Болгарии. Все именно так и вышло.

Секретев Александр Степанович похоронен в общей могиле на Ваганьковском кладбище. У Александра Степановича после расстрела осталась жена и дочь. Но судьба их неизвестна. Похоже, они оказались в Гулаге как члены семьи.

На основании ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16.1.1989 А. С. Секретев был реабилитирован, как и другие лица, проходившие по тому же делу.

Награды

Имел все ордена с мечами до Святого Станислава 1-й степени включительно; Георгиевское оружие (ВП 09.03.1915).


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Якин Александр
Якин Александр
НИКОЛАЕНКОВ Александр Игнатьевич
НИКОЛАЕНКОВ Александр Игнатьевич
Барановский Александр
Барановский Александр

Новости по темеСЕКРЕТЕВ Александр:
СЕКРЕТЕВ Александр, фото, биография
СЕКРЕТЕВ Александр, фото, биография СЕКРЕТЕВ Александр Один из старших командиров Добровольческой армии, Генерал-майор, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь