Президент Буш дает ЦРУ санкцию на проведение тайных допросов
В течение практически двух прошедших лет программа проведения допросов, принятая в ЦРУ и позволяющая применять методы, которые в большинстве стран мира относятся к категории пыток, была заморожена.
Все это время боевиков из "Аль-Каиды" держали в тайных тюрьмах ЦРУ, но Управление приостановило использование таких методов, как искусственное утопление, отказ в сне и удержание подследственного в положении, вызывающем болевой стресс, поскольку Конгресс принял закон, запрещающий `жестокое, негуманное и унизительное` обращение с заключенными, а затем и Верховный Суд постановил, что на всех заключенных распространяется защита Женевских конвенций.
И вот на прошлой неделе президент Буш, после долгих дебатов со своими советниками, издал указ, который номинально подтверждает, что на заключенных, с которыми работает ЦРУ, распространяются положения общей для всех Женевских конвенций Статьи 3, предусматривающие защиту от пыток либо `унизительного и оскорбительного` обращения. Однако в результате может оказаться, что ЦРУ, наоборот, вернется к методам, которые у большей части человечества, включая население абсолютного большинства демократических стран мира, считаются неподобающими и нарушающими нормы международного права - и попутно создаст новую угрозу для американцев, попадающих в руки властей зарубежных государств.
Это может произойти благодаря тому, что в прошлом году, прямо накануне выборов, Бушу удалось добиться принятия Конгрессом закона о содержании под стражей и предании суду заключенных центра в Гуантанамо и других подобных объектов за границей. По этому закону Конгресс отдает президенту полномочия издавать официальное толкование положений Женевской конвенции Соединенными Штатами. В Министерстве обороны, где большинство кадровых военных уже давно настроены против `расширенных` программ проведения допросов, пропагандируемых Администрацией, принят и официально издан кодекс поведения военных следователей, заслуживший похвалу правозащитников - в том числе и потому, что он явным образом запрещает некоторые жестокие методы допроса.
А по указу Буша ЦРУ получает возможность принять для себя отдельную, секретную методику. По идее, все указанные в ней пункты тоже находятся в полном соответствии с Женевскими конвенциями; на практике же юристы Администрации, в прошлом неоднократно использовавшие бреши в законах и притянутые за уши аргументы для оправдания пыток, снова получат полную возможность этим заниматься. Если в указе есть четкие указания на запрет сексуального унижения и издевательств над религиозными чувствами заключенных, то, по словам представителей Администрации, на метод искусственного утопления, иначе называемый `пыткой водой и доской`, эти запреты уже не распространяются; в указе ни слова ни говорится о лишении сна, методе болевого стресса и других методах, которые ЦРУ использовало в прошлом.
В Администрации доказывают - ничем, правда, не подкрепляя свои слова, - что жесткие методы допроса необходимы для добывания информации из членов "Аль-Каиды", на которых ничто другое не действует. Однако опыт военных, как и научные исследования техники допросов, показывают как раз обратное - что информация, полученная с помощью пытки, не бывает надежной.
Затем, утверждает правительство, методы ЦРУ, в отличие от методов допроса, принятых в армии, следует держать в секрете, чтобы заключенные не знали, с чем им предстоит столкнуться. Но ведь любые запрещенные методы, которые тайно применяют американские следователи, рано или поздно все равно становятся явными, и когда это происходит, враждебные государства получают в свои руки ценное оружие: столь же жестокое обращение будет применяться к попавшим в плен американцам. Причем они будут утверждать, что все, что они делают, находится в рамках Женевских конвенций. Именем Джорджа Буша.
|