России надо брать в долг, а не проедать резервы
Вопреки улучшению внешней конъюнктуры, ситуация в России продолжает ухудшаться. Ставка на рост потребительского спроса себя не оправдывает - необходим рост государственных инвестиций.
А для покрытия дефицита бюджета государству надо брать в долг, а не проедать резервы, уверены эксперты.
Если власть не изменит бюджетную политику, российскую экономику ждет затяжной выход из кризиса. Государство должно больше сосредоточиться на увеличении инвестиций, а не поддержке потребительского спроса, считают участники пятого заседания экономического клуба "Экспертиза кризиса".
Итоги первого полугодия показали, что улучшение внешних факторов ничего не дало российской экономике. Цены на основные товары российского экспорта - нефть, металлы, зерно - росли, они находились на уровне 2007 года, который был неплохим для российской экономики, со внешнего рынка компании нефинансового сектора смогли занять около 22 млрд рублей, перечисляет президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Однако реального улучшения в экономике не произошло. "В среднем промышленность падала на 3% в месяц", - отмечает Дмитриев. Это позволяет сделать выводы для бюджетной стратегии. "В США бюджетные стимулы направлены на оживление спроса, что уже видно по данным апреля и мая.
Антикризисная программа по восстановлению спроса в России составляет 3-4% ВВП, однако власти не смогли повлиять на ситуацию", - констатирует Дмитриев. Все дело в том, что те деньги, которые государство выплачивало населению, ушли не в конечный спрос, а в сбережения.
Необходимо сделать ставку на инвестициях, в один голос утверждают эксперты. "Бюджет 2009 года и варианты бюджета 2010 года социально ориентированы. Из инвестиционных проектов сохранили только Олимпиаду-2014 в Сочи и саммит АТЭС-2012. Больших инфраструктурных проектов в бюджете нет", - подчеркивает член совета директоров банка "ВТБ Капитал" Сергей Дубинин.
"У нас нет бюджета развития", - соглашается главный экономист НБ "Траст" Евгений Надоршин.
Однако притоку инвестиций мешает несколько факторов. Прежде всего, это ограниченность государственных расходов. Дефицит бюджета в 2009 год по разным оценкам составит 6,5-8%, а при сокращении ВВП на 8%, он может достигнуть 8,6-9,2% ВВП. Дефицит бюджета 2010 года по умеренно-оптимистичному сценарию Минэкономразвития составит 6,5% ВВП, в 2011 и 2012 году - 4% и 3% соответственно. Иностранные инвестиции ограничиваются законом. "Инвестору неохота заниматься получением многочисленных разрешений, а те инвестиции, которые сейчас приходят, - это краткосрочные вложения на рынке ценных бумаг", - говорит Дубинин.
В правительстве обсуждаются четыре варианты покрытия дефицита бюджета - использование средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, внешние и внутренние заимствования. По мнению экспертов, наиболее эффективным будет создание рынка государственного долга.
"Надо серьезно работать с системой госдолга, нереально раскупоривать одну кубышку за другой и ждать конца кризиса", - считает Дубинин. По его словам, за счет госдолга можно было бы профинансировать 50-60% дефицита бюджета, а остальное брать из резервов. "Уже сейчас надо планировать заимствования: пока у России есть резервы и рынок к нам благожелателен благодаря репутации, сложившейся в последние годы", - отмечает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева, добавляя что лучше создать рублевый госдолг, а не возвращаться к иностранным заимствованиям, хотя последнего тоже не избежать. Государству предпочтительнее занимать на внутреннем рынке, соглашается Надоршин. "Для создания эффективного рынка производных инструментов госдолг является одним из основных индикаторов, на который будут ориентироваться частные заемщики", - заключает эксперт.
|