Нас окружают триллионы параллельных вселенных
Астрофизики давно перестали сомневаться в том, что кроме нашей вселенной, есть и другие, параллельные нашей.
А Альберт Эйнштейн даже пытался создать "теорию всего", которая описала бы не только все законы мироздания, но и выявила количество наших соседей по мультивселенной. И только сегодня, похоже, ученые вплотную подошли к решению задачи космического масштаба: подсчитать, сколько же может существовать таких параллельных миров?
Пионерами в этом нелегком деле стали известные физики из Стэнфорда Андрей Линде и Виталий Ванчурин, сообщает PhysOrg.com. Наш бывший соотечественник, сотрудник Физического института им. Лебедева Академии наук, а ныне профессор физики Стэнфордского университета Андрей Линде еще в 1980-е годы убеждал своих коллег, что идея параллельных вселенных может стать одним из краеугольных камней новой парадигмы науки о структуре мироздания.
Профессор Линде строит свои рассуждения на базе модели Большого взрыва, в результате которого возник молниеносно расширяющийся пузырек - зародыш нашей Вселенной. Но если какое-то космическое яйцо оказалось способным породить Вселенную, то почему нельзя предположить возможность существования других подобных яиц? Задавшись этим вопросом, Линде построил модель, в которой инфляционные (inflation - раздувание) вселенные возникают непрерывно, отпочковываясь от своих родительниц. - Космос состоит из множества раздувающихся шаров, которые дают начало таким же шарам, а те, в свою очередь, рождают подобные шары в еще больших количествах, и так до бесконечности, - рассказывал на одной из своих лекций Линде. - В пространстве они разнесены настолько далеко, что не чувствуют присутствия друг друга. Но они - части одного и того же физического мира. Для иллюстрации можно представить себе некий резервуар, заполненный водой во всех возможных агрегатных состояниях. Там будут жидкие зоны, глыбы из льда и пузыри пара - их и можно считать аналогами параллельных вселенных инфляционной модели. Она представляет мир как огромный фрактал, состоящий из однородных кусков с разными свойствами. Передвигаясь по этому миру, вы сможете плавно переходить из одной вселенной в другую. Правда, ваше путешествие продлится долго - десятки миллионов лет. Одним словом, все эти пузырьки являются отдельными вселенными, и у каждой из них свои законы физики малых энергий.
Сегодня Линде и его коллега Ванчурин проанализировали механизм появления тех самых квантовых флуктуаций и пришли к выводу: количество образовавшихся вселенных равняется десяти в десятой степени в десятой степени в седьмой степени (10^10^10^7). Число гигантское! Но воочию наблюдать все вселенные человек, к сожалению, не в состоянии. Это обусловлено особенностями строения нашего мозга: в течение жизни он не способен воспринять более десяти в шестнадцатой степени битов информации. В результате получается, что человек не может воспринять более десяти в десятой степени в шестой степени наблюдаемых конфигураций.
- И это нормально, - говорит профессор Линде. - Незачем напрасно возвышать себя и считать, будто все параллельные вселенные доступны человеческому сознанию. К тому же в нашей повседневной жизни квантовые эффекты играют малую роль, а потому мы их можем спокойно игнорировать. Подобные вычисления интересны только для астрофизиков, изучающих квантовые эффекты на супергалактическом уровне.
Но зачем же тогда считать параллельные вселенные? - резонно спросит обыватель. Ученые из Стэнфорда так отвечают на этот вопрос:
- Для того чтобы позже определить вероятность существования жизни во Вселенной с каким-то особым набором свойств. А также узнать, каковы были шансы, что мы "окажемся" в мире с физическими законами, соответствующими наблюдаемым.
|