Открыта выставка лучших отечественных сценографов
Российские театральные художники подводят творческие итоги минувшего сезона.
Сегодня в столичном "Новом Манеже" открывается выставка работ лучших отечественных сценографов. Около восьмидесяти авторов представили эскизы, макеты декораций и сценические костюмы, использованные в самых громких постановках 2009-го. Какие идеи вдохновляют современных сценографов - выясняли "Новости культуры".
Еще недавно это были только идеи. Эскизы костюмов, макеты - первый шаг от замысла к воплощению. Теперь все они обрели плоть и кровь театральной постановки. Станислав Бенедиктов в прошлом сезоне выпустил шесть спектаклей. Здесь макеты к двум - "Снегурочке" Кремлевского балета и "Алым парусам" в РАМТе. Ржавый корабль на круге - трансформер. Хитроумные механизмы превращают его в таверну, порт, дом....
Станислав Бенедиктов, художник: "Это единый пластический образ... Кадры сменяют друг друга".
Идея трансформации захватила и Виктора Шилькрота. Пришлось даже поубавить аппетиты, чтобы не превратить сцену в аттракцион. Оформляя спектакль по повести Горького для Ярославского театра художник придумал подворотню-трансформер.
Виктор использовал трансформацию плоского задника и в московском ТЮЗЕ. Рабочие сцены до сих пор гадают над механическими секретами, а зрители только пожимают плечами - как такое возможно?...
Виктор Шилькрот, художник: "Получилась игрушка-трансформер..."
Показать театральной публике фокус считается теперь делом обычным. Даже бывшие студенты, которые только начинают создавать свои театральные миры, предпочитают экспериментировать с декорациями трасформерами. У Кати Галактеоновой - дебют....она хоть и новичок, но среди мэтров не теряется. Свой первый спектакль в учебном театре МХАТа отработала на одном дыхании.
Екатерина Галактионова, художник: "Для меня была сумасшедшая идея....сплошной экстрим".
Придя на репетицию и увидев, как зависают актеры на балках, Катя сама не на шутку перепугалась. Актерам пришлось ее успокаивать. Ее коллега Вера Никольская тоже прониклась студенческими идеями. "Дни Турбиных" оформляла в театре ГИТИСА. Декорацию создавала из подручных материалов.
Вера Никольская, художник: "Это учебный театр, приходится выкручиваться".
Это на макете все просто - пальто из бумаги, длинная вешалка...а на сцене актеры намучились с этой конструкцией.
Вера Никольская: "Боялись, что эта штука упадет..."
Здесь все на виду...но многие секреты так и остаются за семью замками... Их знают только сами художники и раскрывать не торопятся.
В театре, чтобы привести в рабочее состояние хитроумное изобретение художника, требуется тросы, фуры....Здесь - все проще. Одно легкое движение, и все в работе.
Костюмы Елены Степановой и декорации Андриса Фрейбергса к "Лючии ди Ламмермур" номинированы на "Золотую маску". У себя в Латвии Андрис -редкий гость. Вот и сейчас одновременно ставит для двух театров. Оперу предпочитает драме...
В крошечном мире театрального макета каждая деталь имеет значение. Но только сцена определит ее настоящее место. И только спектакль покажет ценность самой идеи.
|