РУСАЛ обвинили в сговоре с президентом Нигерии
РУСАЛ получил иск на 2,8 млрд долл. от американской компании BFI Group, учредителем которой является нигерийский выходец Рубен Джаджа.
Истец обвиняет российскую компанию в сговоре с высшими должностными лицами Нигерии в ходе приватизации 77,5% акций нигерийского алюминиевого завода Aluminium Smelter Company of Nigeria (Alscon). Иск подан в конце прошлой недели в суд Нью-Йорка. В РУСАЛе удивлены таким поворотом событий и полагают, что рассмотрение вопроса, оспаривающего итоги конкурса в Нигерии, не может подходить под юрисдикцию американского законодательства. "Мы считаем, что это не что иное, как PR-акция и откровенный шантаж со стороны BFI Group, призванные привлечь внимание к этой компании. Мы отрицаем все обвинения по сути, к тому же непонятно, почему он подан в Америке", -- заявила "Времени новостей" директор департамента РУСАЛа по связям со СМИ Вера Курочкина. По ее словам, сейчас российская компания "оценивает вопрос о надлежащем вручении иска".
Полтора месяца назад РУСАЛ объявил о покупке доли в 77,5% акций (Alscon) за 250 млн долл. с инвестобязательствами на 150 млн долл. на ближайшие три года. Этот актив достался РУСАЛу после того, как победителю прошедшего в июле позапрошлого года конкурса на этот актив -- консорциуму южнокорейской Daewoo и BFI Group -- из-за просрочки по внесению первого платежа было отказано в праве на приобретение этого актива. Кроме этого консорциума в конкурсе участвовал еще только РУСАЛ.
Консорциум Daewoo и BFI Group предложил за Alscon 410 млн долл. и пообещал инвестировать в развитие предприятия еще 300 млн долл. Однако конкурсный залог в размере 10% от заявленной суммы стоимости актива BFI Group и ее партнер в установленный срок (10 дней) внести не смогли. Правительство Нигерии заподозрило, что BFI Group вообще является неплатежеспособной, и, проверив данные по ее счетам, дисквалифицировало компанию. Таким образом, на нигерийский актив остался только один претендент -- РУСАЛ, с которым тут же были продолжены переговоры.
BFI Group пыталась оспорить действия нигерийского правительства по дисквалификации и подавала иски в нигерийские апелляционные суды. Суд первой инстанции отклонил ее иск против бюро государственных предприятий Нигерии по всем требованиям. В иске в суд Нью-Йорка BFI Group пишет, передает Интерфакс, что представители российской компании после вскрытия конвертов провели "незаконную встречу" с президентом Нигерии Олесугуном Обасанджо и рядом других высших чиновников страны, после которой правительство страны потребовало от BFI Group выплатить 10% от суммы заявки в течение 15 дней. Несмотря на то что это требование якобы нарушало предварительный контракт о продаже Alscon, говорится в заявлении, отказавшись его выполнить, BFI Group была исключена из тендера. Победителем был объявлен РУСАЛ, увеличивший свое предложение с 205 до 250 млн долларов.
Вообще же Alscon для правительства Нигерии представлялся весьма проблемным активом. В 2000 году производство на предприятии было остановлено из-за трудностей с поставками газа и выходом к морским транспортным путям, а также отсутствия оборотного капитала. Фактически предприятие обанкротилось. На тот момент порядка 10% завода принадлежало компании Reynolds Metals, которую впоследствии поглотила американская Alcoa. Впрочем, потом, посчитав этот актив нерентабельным, продала эту долю правительству Нигерии. Еще 20% Alscon принадлежало немецкой Ferrostaal AG, которая потом сократила долю до 7,5%, каковой владеет и сейчас. Остальное принадлежало правительству Нигерии. За все время работы Alscon выпустил всего 40 тыс. тонн первичного алюминия при проектной мощности завода 193 тыс. тонн в год.
Продать контрольную долю в заводе нигерийские власти пытались с начала 2003 года. Но дата проведения аукциона несколько раз переносилась. Многие из компаний, которые сначала претендовали на этот актив, впоследствии отказывались от участия в конкурсе. Да и тот факт, что с момента неформальной договоренности с РУСАЛом об условиях получения пакета до подписания договора прошло более полутора лет, свидетельствует о сложностях в осуществлении деятельности в Нигерии.
Но РУСАЛу Alscon действительно нужен. Его покупка позволит компании создать замкнутую производственную цепочку в Западной Африке: у РУСАЛа есть собственные бокситовые рудники и глиноземные мощности в Гвинее -- горнодобывающий комбинат Compagnie des Bauxites de Kindia и глиноземный завод в городе Фрия.
В компании полагают, что поданный нигерийской стороной иск заведомо проигрышный, ведь решение о продаже было принято правительством Нигерии. У РУСАЛа, надо полагать, проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если истцу удастся доказать факт взяточничества при проведении конкурса. Но, судя по тексту иска, приведенному Интерфаксом, у BFI Group таких доказательств нет.
|