МХАТ имени Горького возвращает на сцену легендарный спектакль "Три сестры"
На сцену МХАТа имени Горького возвращаются « 3 сестры» - реконструкция знаменитой постановки Немировича-Данченко 1940 года. Это единственный сохранившийся Спектакль одного из основателей Художественного театра. Премьера - 20 февраля. На репетиции побывала Яна Мирой.
Худрук МХАТа ведет репетицию. В последний раз « 3 сестры» Немировича-Данченко в этом театре прошли в июне 2019 года. При этом афиша 2020 года Спектакль в постановке Немировича-Данченко называет премьерой. Поясняют, реконструкция - Это огромная работа.
« Потихонечку год за годом уходят, уходят, уходят смыслы, уходят образы, уходят какие-То свойства, которые весьма важны Для спектакля. В настоящее время наша работа напоминает восстановление фресок», - сказал художественный начальник МХАТа им. Горького Эдуард Бояков.
Для работы С архивами привлекли стороннего специалиста. Исследовательская работа заняло несколько месяцев.
« Я должна была собрать все публикации, которые были. Видеоряд, который мог быть. Эскизы декораций. Фотографии актеров, сценографию. Всё, Что было Можно, А после Я пошла в музей Художественного театра, оказалось, Что у них там Есть То, о чем Я не подозревала. Мне уже, когда Я кончала И считала, Что Я все собрала, одна сотрудница весьма пожилая сказала, мол, вы знаете тетрадь Глебова», - сказала Театровед Светлана Новикова.
Вот копии этой тетради. Уникальный документ. Помреж Во время репетиций производил подробнейшие записи. Партитура световая, звуковая, музыкальная.
Замечания из тетрадей помрежа Немировича-Данченко вошли в возобновленный Спектакль.
« Мы знали, К примеру, И Это было известно, про То, Что у Немировича оркестр двигался. То Есть военные уходят, движение оркестра было понятно. Но у Глебова Мы находим удивительную деталь: Что под конец монолога, видимо, оркестр поворачивает на другую улицу, И волна музыки усиливается. Есть еще Вот этот дополнительный нюанс. И Это эмоционально, само собой, Для актрисы, играющей финал, тоже важнейшее подспорье И важнейшая деталь», - сказал режиссёр реставрации спектакля Валентин Клементьев.
Декораторы пытаются воссоздать изначальный замысел живописца Дмитриева. За 80 лет Спектакль несколько раз обновляли. В 90-е затянули бархатом павильон 1-го И 2-го акта.
« в нем обнаружились Вот такие серо-зеленые дверки, которые просто не стали закрашивать в этот цвет И отлично, Что Они дают Нам возможность понять, какой же цвет был на самом деле», - заметила художник реставрации спектакля Екатерина Кузнецова.
Можно восстановить декорации, костюмы И мизансцены. Но оживит ли Это дух постановки? Театровед Алексей Бартошевич - внук Нины Литовцевой - сорежиссёра Немировича-Данченко. Он видел Спектакль С первым составом. Говорит, ему « 3 сестры» 1940-го года - Это образ сценического совершенства. К идее реставрации относится, скорее, скептически.
« Эта идея благородная, Но вовсе не осуществимая. Я в этом глубоко уверен. Дело в том, Что в театре реконструкция немыслима. Спектакль - Это Есть часть того исторического момента, когда Он рождается», - поведал Театровед Алексей Бартошевич.
Бартошевич уточняет: как И живое существо, Спектакль обязан рождаться И умирать. С годами меняется само актерское существование.
« Если современные Актеры, исходя из наиболее благородных побуждений, будут пытаться восстановить ту технологию, в которой поставлен Спектакль Немировича, С неизбежностью будет ощущение какой-То странной мертвечины. Если же Они будут играть в этой технологии, в которой Они имели привычку существовать, Это будет другой Спектакль, И тогда слово реконструкция никак сюда не подходит», - добавил Бартошевич.
Актеры XXI века - в оригинальных декорациях, костюмах И мизансценах. Во МХАТе уверяют, Что обнаружили баланс между старым И новым.
« Спектакль Немировича - Это наиболее великий, наиболее известный Спектакль советского периода МХАТа. Нам досталась Это материальная роскошь: Мы работаем С декорациями Дмитриева, Мы их не воссоздаем, Мы ими владеем. Они в наших руках. Что Нам в настоящее время надо послать в музей Или на склады? Или сделать какую-нибудь инсталляцию? Или сделать постмодернистский оммаж? Давайте все поменяем, Но будем Это играть в декорациях Дмитриева. С этим спектаклем так не может быть», - поведал Бояков.
Похоже вопрос не в том, получится ли МХАТу реконструировать Спектакль « 3 сестры». А в том, возможна ли вообще в театре реконструкция как форма.