"Городская феерия": экспозиция русского плаката конца XIX - начала ХХ веков
« Городская феерия»: Российская государственная библиотека представляет экспозицию русского плаката конца XIX – начала ХХ веков. Коммерческие И патриотические, китчевые И образцы графического искусства – подавляющее число экспонатов выставляются в первый раз.
на рубеже XIX – XX веков плакат стал неотъемлемой частью городских улиц. Броский, яркий, « заигрывающий с потребителем», как заявили бы сегодня. Бурный рост промышленности РФ И торговли сопровождался активной культурной И общественной жизнью. Балы, концерты И, само собой, кинематограф, известность которого неуклонно росла. Специфика киноплаката – особая экспрессия изображения, его основой стал выхваченный из фильма кадр.
« Мы с вами около кинозала смотрим как на плакаты тех фильмов, которые будут демонстрироваться у нас в кинозале. Это “ Король Парижа”. Это 1-ый русский фильм “ Стенька Разин”. И Это уже замечательный фильм с Иваном Масжухиным в основной роли – “ Пикова дама” », – объяснила Наталья Самойленко, начальник проекта, зам. директора Российской государственной библиотеки.
Изысканная графика, тонкие переходы цвета, характерные для книжной иллюстрации. Лучшие образцы дореволюционного плаката создали художниками « Мира искусства»: Сомов, Билибин, Бакст. Такой плакат еще И воспитывал вкус.
« в 1-ю очередь плакат Валентина Серова “ Анна Павлова”, посвященный Русским сезонам в Париже. Как раз для театра Шаттле. Это был 1-ый плакат, который пририсовал балерину именно для плаката. Насколько легкие очертания рук, ног – абсолютно воздушные. И акцент на лице. И этот плакат имел колоссальный успех», – поведала куратор экспозиции Ольга Барковец.
Социальная Реклама была связана с благотворительностью. Настоящий « взрыв» ее произошел в годы Первой мировой войны: плакат призывал оказывать помощь фронту И заботиться об инвалидах, беженцах, сиротах. В угоду неимущих устраивали концерты И вечера.
Звезды театра И балета так же принимали участие в благотворительности. И вот интересный плакат: в зале Дворянского собрания состоится 35 Грузинский вечер. После концерта – лезгинка при содействии Мариуса Петипа. Продажу цветов, программу, шампанского любезно приняли на собственные плечи артистки императорских театров: прима-балерина Кшесинская, Карсавина И Павлова. Патронесса вечера – княгиня Чавчавадзе.
« Городская феерия» представила более 200 плакатов.
Крылатая фраза « Реклама – двигатель торговли» была рождена как раз в России И как раз в те годы, ее создатель – Людвиг Метцель, хозяин рекламного агентства. В особых случаях – не только торговли, но И искусства.