В коллекции Эрмитажа – более трех тыс. старинных часов И музыкальных механизмов. Это одно из крупнейших собраний мира. За тем, чтобы экспонаты находились в рабочем состоянии, наблюдают Работники специальной лаборатории, куда посторонним вход запрещен. Но для нашей съемочной группы сделали исключение. Репортаж - Юлии Струковой.
Музыкальная шкатулка, Швейцария, XIX век. Конструкция редкая – усложнена барабаном.
Лаборатория научной реставрации часов И музыкальных механизмов – единственная в РФ И единственная из немногих в мире. Тут оживляют мертвые предметы. У каждого из них – собственный секрет И своя история.
Это механический Глобус – его часовой Механизм движет небесную сферу. Подобных, сделанных в Аугсбурге под конец XVI века, всего шесть. Этот экземпляр предназначался для Ивана Грозного.
« Солнце всегда считалось символом правителя, А Луна – символом толпы, народа. То есть, когда народ закрывает собой правителя, лучше ему быть в надежном месте. Штатный звездочет прятал его на То время в монастырь, А на трон сажали дублера», - обратил внимание заведующий Лабораторией научной реставрации часов И музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
Иван Грозный умер ранее, не увидел подарка. Глобус перешел наследникам И в конце концов оказался у Петра Великого, который везде возил его с собой. Позднее Механизм очутился в Эрмитаже.
Реставратор обязан обладать терпением, острым зрением, чтоб наблюдать мелкие детали И пространственным воображением – заранее понимать, как обязан трудиться тот или другой Механизм.
Идет работа на станках – токарном, фрезерном. Тут имеют возможность восстановить почти любую утраченную или поврежденную деталь. Механизм по максимуму приближают к авторскому.
« Я тут почти два года, меня привел дикий интерес к шестеренкам. Это движется, И Это движение зависит Только от меня, Я имею возможность задать резвость, темп, могу Это отрегулировать», - поведала художник-Реставратор Александра Голод.
в лаборатории лишь десять работников. Только определенные – часовщики. Алексей – выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу трубы. 10 лет назад пришел в лабораторию волонтером И остался. Мы застали его за работой над французскими каминными часами. Перед починкой И сборкой Механизм надо разобрать, промыть, высушить.
А Николай Зинатуллин – из потомственных, тут трудится его Папа. Николай разбирается, как устроены дрожки конца XVIII века. Это подарок государю от крепостного Егора Григорьева с музыкальным механизмом, верстомером, масляными миниатюрами. Уральский крестьянин – « дрожек делатель И малеватель» - вот он на портрете - создавал их 16 лет, чтоб получить свободу.
« Сделал дрожки, даровал царю, получил свободу для себя И своей семьи И на последующий год умер», - поведал Зинатуллин.
Покой И размеренное тиканье, время кажется возвратным, тут его как будто можно удержать в руках. И Только бой часов прерывает бесконечность.