Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23930





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич

(архитектор, представитель раннего барокко, один из первых зодчих Петербурга)

Комментарии для ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич
Биография ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич
Годы жизни: 1688 - 1743

Родился в Москве в 1688 году (точная дата рождения неизвестна). Первые достоверные сведения о Михаиле Земцове относятся к 1709 году, когда он учился в Петербургской губернской канцелярии итальянскому языку. В 1710 году по указу Петра I он был отправлен на службу в Канцелярию городовых дел. Канцелярия тогда руководила возведением каменной крепости 'Санкт-Петербург' и строительством вокруг нее города. Возглавлял ее Доменико Трезини, при этом архитекторе Михаил Земцов получил возможность многому научиться.

Незаурядные способности Михаила Земцова были замечены Доменико Трезини, который часто даже оставлял своего ученика для работы с другими обучаемыми. Именно Трезини рекомендовал Земцова для поездки в Москву, когда в 1718 году начались работы в Московском Кремле и Китай-Городе. Руководителем строительства был назначен Михаил Земцов.

В 1719 году умер Г.И. Маттарнови, а в 1720 году - Ж.Б. Леблон. Их работу продолжал Н. Микетти. Итальянец оказался в сложном положении, так как прожил к тому времени в России всего год, плохо знал русский язык. В помощники ему был вызван из Москвы Михаил Земцов, так как мог не только оказывать поддержку в работе, но и быть переводчиком. После положительных отзывов итальянца о Земцове, русскому архитектору присвоили звание 'архитектурии гезеля'. После этого Земцов смог вести самостоятельную работу.

1721-й год Михаил Земцов провел в Ревеле, где завершил свое первый самостоятельный проект - Ревельский дворец Екатерины I. Затем Петр I отправил Земцова в Стокгольм. Сходство климатических условий в Швеции и в Санкт-Петербурге позволяло надеяться на то, что рецепт приготовления шведами штукатурки сможет применяться и в столице России. Изучением этого рецепта и занимался Михаил Земцов.

После отъезда Н. Микетти из России все его работы передают Земцову. С тех пор Михаил Григорьевич был занят в Санкт-Петербурге. Он возглавлял все работы, которые шли в петербургских и пригородных царских резиденциях. Земцов благоустраивал парк в Петергофе, работал над Большим Каскадом. Несмотря на все заслуги, архитектор долго оставался 'архитектурии гезелем', то есть подмастерьем. Тогда считалось, что человек скромного происхождения обязан обходиться и скромным достатком.

Несмотря на постоянную занятость, Земцов находил время для подготовки новых специалистов. Известность Михаила Земцова как педагога была большой, его мастерская стала самой большой в Санкт-Петербурге. В 1724 году архитектору наконец то официально присвоили звание архитектора.

После смерти Петра I основные работы при императорском дворе передаются Ф.Б. Растрелли. Работы Земцова для Анны Иоанновны ограничились Петергофом. В Петербурге с 1731 по 1734 год по его проекту строилась церковь Святых Симеона и Анны. Около трех лет Земцов возглавлял строительство Александро-Невского монастыря.

В 1734 году умер Доменико Трезини. Земцову были переданы все его работы. В 1735 году он стал архитектором Петербургской полицмейстерской канцелярии.

С 1737 один из руководителей Комиссии о Санкт - Петербургском строении. Совместно с И. К. Коробовым закончил работу по составлению русского архитектурного Кодекса (1741), начатую П. М. Еропкиным. С 1741 года руководил строительством при Полицеймейстерской канцелярии.

В 1741 году архитектор начал работу над своим главным проектом - каменным Троицким собором на Троицкой площади. Проект был осуществлен только в 1750-х годах, уже после смерти архитектора. Одновременно с работой над проектом собора Земцов занимался и другими делами, например расквартировывал персидское посольство.

В конце 1742 года или в начале 1743 года М. Земцов разработал широкую программу реконструкции царскосельского дворцового ансамбля, осуществление которой должно было превратить скромное Царское Село с небольшим дворцом Екатерины I в грандиозный ансамбль. Однако, когда дело дошло до строительства, Елизавета изменила первоначальное решение и утвердила новый проект, автором которого был зодчий, ученик Земцова, Андрей Квасов.

По возвращению в Санкт-Петербург Михаилу Григорьевичу было поручено строительство Аничкова дворца.

Обязанностей у зодчего было так много, что послужило поводом для появления анекдотического рассказа о том, что после его смерти якобы пришлось назначить 13 человек, чтобы справиться с теми делами, которые выполнял он один. И за весь этот колоссальный труд, который он безропотно выполнял без малого 20 лет, М. Земцов продолжал получать все те же 550 рублей, назначенные ему в 1724 году. Если в первые годы оклада, может быть, и хватало (тогда зодчий был холост), то в 1730 -е годы, когда у него появилась семья, да еще приходилось "на свой кошт" строить каменный дом, доходов явно было мало. Трижды он обращался к императрице Анне Иоановне, а затем к императрице Елизавете, прося наградить его "рангом". В августе 1742 года он подробно изложил на нескольких листах все свои заслуги за 32 года службы. Зодчий писал, что "исправлял архитектуре подлежащие дела сначала по Канцелярии от строений при санктпитербургской фортификации, также святых церквей и при строениях домов вашего императорского величества Санктпитербургского, Стрелинского и Ревельского, при том же убирание в садах люстгаусов, гротов, фонтанов, каскад и протчего". Далее он указывал: "Сверх оных моих трудов исправлял я по Главной полицмейстерской канцелярии, также по учрежденной Комиссии о санктпитербургском строении всякие разводы и размеры мест, учреждение улиц и площадей, смотрение и строение обывательских домов и свидетельство и оценки их и сочинение главных проектов рисунками и письмом зданиев публичных и партикулярных, о всем что к декорации города касалось и проведено было от команд ко всенародной пользе, в которых трудных делах обращался паче всех сверстников моих". Так писал зодчий о своей нелегкой трудовой жизни. Упоминает он и о своих учениках, многие из которых "в пользу государственную произведены в гезели, а Иван Бланк уже архитектор". И за все это он просит пожаловать его "рангом и патентом и для пропитания :прибавочным жалованием". Только через полгода появился указ о пожаловании ему чина подполковника "за долголетнюю ево службу и радение пред протчими архитекторы".

Проект Аничкова дворца с большим нарядным регулярным садом Земцов выполнил летом 1741. К 15 августа был представлен перечень материалов, необходимых для производства строительных работ. Так как сам заняться их исполнением он не смог из - за длительного пребывания в Москве, то надзор за битьем свай и прокладкой рвов под фундаменты осуществляли "архитектурии гезели" и его ближайшие помощники С. Чевакинский, И. Сляднев и Г. Дмитриев. Работы двигались не слишком быстро. В 1742 и 1743 годах еще не была начата кладка фундамента и стен.

В дальнейшем, когда после смерти Земцова во главе создания ансамбля оказался Дмитриев, строительство дворца по прежнему велось по чертежам Земцова. Выполненное в натуре здание отличалось от его проекта лишь тем, что сделали "против прожекту архитектора Земцова ... выше палаты, для того что велено употребить готовые окошечные переплеты, перевезенные из Курляндии". Кроме того, вместо предложенных им "финиментов" - сложной барочной композиции - оканчивавшей дворец, в дальнейшем, Ф. -Б. Растрелли создал над боковыми ризалитами купола. Прообразом для них послужило завершение царскосельской дворцовой церкви, созданное С. И. Чевакинским. Вот почему на копии чертежа фасада Аничкова дворца, исполненной Г. Дмитриевым, который воспроизводил замысел М. Земцова этого завершения нет. Оно появляется на рисунке М. Махаева, выполненном с натуры в 1750 году. Показанная на рисунке галерея перед дворцом также была построена по проекту Земцова.

Долгое время точная дата смерти Земцова не была известна, и все, писавшие о нем, ограничивались указанием, что это произошло осенью 1743 года. В одном из протоколов Канцелярии от строений удалось найти следующую запись: "... архитектурии гезели Иван Сляднев и Григорий Дмитриев поданным доношением объявили, команды де оной Канцелярии подполковник и архитект Михайло Земцов прошедшего сентября 28 дня волею божею умре". Так устанавливается дата смерти М. Земцова - 28 сентября 1743 года.

Работы

1731-1734 Церковь Симеона и Анны в Санкт-Петербурге, освящена 27 января 1734 года. Для строительства шпиля был приглашен Х. ван Болос (сохранилась, частично перестроена)

Подзорный дворец Петра I (завершение строительства и отделка; автор проекта С. ван Звитен; утрачен)

Проект павильона Эрмитаж в Екатерининском парке (Царское Село)

Кавалерский и мастеровой дворы в Петергофе (1732 год)

Каскад 'Золотая гора' (Нижний парк Петродворца), совместно с Микетти

Перестройка руинного каскада (Нижний парк Петродворца)

Проект Аничкова Дворца

1743-1754 Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Храм возводился с 1743 по 1754 год. Михаил Земцов не дожил до окончания строительства, после его смерти работой руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект. Храм не сохранился - был полностью перестроен после пожара 1825 года архитектором В. П. Стасовым.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич
КУЗНЕЦОВ Владимир Алексеевич
КУЗНЕЦОВ Владимир Алексеевич
ВАСИЛЕВСКИЙй Михаил Григорьевич
ВАСИЛЕВСКИЙй Михаил Григорьевич

Новости по темеЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич:
ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич, фото, биография
ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич, фото, биография ЗЕМЦОВ Михаил Григорьевич архитектор, представитель раннего барокко, один из первых зодчих Петербурга, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь