Родился 17.8.1943 в Нью-Йорке. Там же окончил Актерскую студию Стеллы Адлер и Ли Страсберга.
Один из ведущих актеров американского кино 70 - 80-х годов. Раскован, пластичен, быстр в словах и движениях. За его неординарной, притягивающей глаз внешностью прячутся характер, сила, решимость, опасная непредсказуемость и сексуальный магнетизм. Артистизм, страсть к игре, стремление появляться в разных обличьях, скорее всего, у него - врожденные (отец и мать - оба художники). Уже в детстве Боб твердо решил стать артистом. Достигнув совершеннолетия и получив паспорт, он отправился во Францию, где в 1965 году впервые попал на экран в фильме Марселя Карне "Три комнаты в Манхеттене". Сочтя себя кинозвездой, юноша по возвращении на родину сразу же направился в Голливуд, но ему пришлось появиться в эпизодах восьми картин, прежде чем на его долю выпал тот самый "счастливый случай", который всегда играет столь важную роль в актерской судьбе.
На одном из приемов начинающего актера представили никому не известному режиссеру Мартину Скорсезе. Молодые люди тотчас же узнали друг друга, ибо выросли в одном и том же итальянском квартале Нью-Йорка. Правда, тогда их знакомство было шапочным, теперь же оно быстро переросло в тесную дружбу и деловое сотрудничество в шести фильмах. Началось оно в 1973-м, когда постановщик начал работу над "Злыми улицами" и пригласил Де
Ниро на роль Джонни-боя, смешного, говорливого парня, щеголяющего в рубашках кричащих тонов и клетчатых пиджаках.
Органичную естественность, импульсивность, спонтанность игры
Роберта сразу же приметил Фрэнсис Коппола. Для второй серии нашумевшего "Крестного отца" ему нужен был исполнитель, который смог бы сыграть Вито Корлеоне в молодости. И значит, стать похожим на молодого Марлона Брандо. Эта нелегкая задача была по плечу лишь немногим. Серьезный, неулыбчивый, собранный Корлеоне, сыгранный Де
Ниро, оказался полной противоположностью тому сгустку нервной энергии и самолюбования, каким предстал на экране Джонни-бой. После выхода фильма на экран критики тотчас же окрестили новую знаменитость "Брандо 70-х". И действительно, они похожи, не внешне, а внутренне, ибо главное в их игре - не профессиональные приемы, а инстинктивное понимание сущности героев и умение полностью перевоплотиться в них. Сходство особенно заметно тогда, когда эти мастера снимаются у одних и тех же режиссеров: Элиа Казана, Фрэнсиса Копполы, Бернардо Бертолуччи. Премия "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана стала для
Роберта заслуженной наградой. К концу 70-х, когда Де
Ниро с успехом исполнил уже более полудюжины ролей, обрисовался круг наиболее привычных для него образов. Несмотря на различие профессий его героев: гангстер ("Злые улицы", "Крестный отец II", 1974), шофер ("Таксист", 1976, премия нью-йоркских критиков), рабочий, ставший солдатом ("Охотник на оленей", 1978), музыкант ("Нью-Йорк, Нью-Йорк", 1977) - эти персонажи, как правило, простые люди, не обремененные образованием и рефлексией. Они таковы даже тогда, когда он играет богатых: голливудского продюсера в "Последнем магнате" (1976) или помещика в "XX веке" (1976). Это - люди без индивидуальности, без нравственного стержня, без ясного понимания того, что происходит вокруг них.
Особенно отчетливо это видно в образе боксера Ла Мотты в "Разъяренном быке" М. Скорсезе (1980). Тут проявилась и удивительная добросовестность актера в работе над ролью. В заплывшем жиром толстяке второй половины фильма невозможно узнать поджарого, подтянутого чемпиона. Актер при этом не пошел ни на какие гримерные и костюмные ухищрения, действительно пополнев почти на 30 кг, что сразу же позволило ему органично войти в новый облик. Премия "Оскар" за главную роль и премия нью-йоркских критиков увенчали эту победу.
80-е годы обогатили исследование Де
Ниро полностью отверженного от духовности типа, ставшего пленником своей агрессивности и своих эмоций, новыми стилистическими оттенками и прежде всего - иронией. В "Короле комедии" (1982) Мартина Скорсезе он сыграл коммивояжера Руперта Папкина - типа с оловянными глазами и выражением глупого самодовольства на лице, щеголяющего в красном галстуке и белых туфлях не в сезон, ставшего звездой телевидения. А в "Бразилии" (1985) Терри Гиллиама в той же ироничной манере исполнил небольшую, но весьма важную для замысла роль террориста Таттла - одетого в черную кожу человека, не расстающегося с револьвером.
Лучшая же роль Де
Ниро восьмого десятилетия была сыграна им в 1984-м году в американском фильме итальянского режиссера Серджио Леоне "Однажды в Америке", знакомом и нашим зрителям. Почти не меняясь внешне - лишь седеют виски да грузнеет походка, актер показывает эволюцию своего героя-гангстера на протяжении почти полувека. Только глаза, вначале живые, блестящие, искрящиеся радостью жизни, к концу становятся усталыми и отрешенными, как у человека, который уже ничего от судьбы не ждет. В этой картине многие предыдущие роли этого исполнителя сложились как кусочки мозаики в единую фреску трагедии человеческой жизни, принесенной на алтарь гангстеризма.
Шесть лет спустя Мартин Скорсезе в фильме "Хорошие ребята" как бы продолжил экранную историю итало-еврейской мафии в США, показав ее уже в 70-80-е годы. Однако герой Де
Ниро - Джеймс Конвей - здесь уже не жертва, а палач, один из тех, кто стоит во главе преступной группы, человек циничный, жестокий, равнодушный к судьбам своих подчиненных. Правда, его истинная суть проявляется далеко не сразу: приклеенная к лицу вечная улыбка, ласковые интонации в голосе, внешняя заботливость обманывают. Но у этого с виду добродушного и компанейского человека - душа холодного и расчетливого убийцы. Таков же и герой "Мыса страха" (1991) того же Скорсезе - маньяк и насильник, умело играющий на человеческих слабостях, апогей криминальных типов, сыгранных актером.
Подойдя к пятидесятилетнему рубежу, Де
Ниро удивил американцев еще одним превращением. Он совершил, казалось бы, невозможное для его характера - стал не только еще и режиссером, но и удачливым дельцом: продюсером, владельцем нью-йоркского Киноцентра, где снимаются фильмы. С 1976 г. женат на актрисе Диане Эббот.
Официалльный Сайт актера