Настоящие имя и фамилия: Люси Джонсон. Родилась 24.12.1922 в Смитфилде (шт. Северная Каролина), умерла 25.1.1990 в Лондоне.
Зеленоглазая брюнетка со стройной фигурой, гордо посаженной на изящных плечах головой, точеным профилем и безупречным овалом лица, Ава
Гарднер осталась в памяти зрителя актрисой и женщиной, которую хочется назвать именем сыгранного ею аллегорического персонажа в фильме Джорджа Кьюкора по пьесе Метерлинка 'Синяя птица' (1976) - Роскошь. Магическая красота и притягательный шарм Авы
Гарднер помогли ей оставаться в течение более трех десятилетий символом Голливуда. Она была как бы эталоном звезды, сумевшей стать максимально доступной и одновременно недосягаемой для публики. Но это было потом. А первые пять лет работы в кино не имеющая профессионального образования, начинающая двадцатилетняя актриса постигала ремесло на практике, заключив контракт с кинокомпанией 'МГМ', снимаясь в небольших ролях по большей части без упоминания в титрах.
Она играла девушку в машине в картине 'В этот раз и навсегда' (1942) Чарлза Райснера, девушку на танцевальной площадке в фильме 'Мы танцевали' (1942) Уилла Гоулдбека, официантку, гардеробщицу и другие подобные незначительные роли. Первая заметная работа
Гарднер - Джин Браун в ленте того же Гоулдбека 'Трое мужчин в белом' (1944). Создавая образы своих пока что незатейливых героинь, молодая актриса великолепно ощутила воздух, которым дышал Голливуд 40-х гг. Впечатления этих лет помогли впоследствии
Гарднер весело и пародийно сыграть роль голливудской звезды Марии Варгас в фильме 'Босоногая графиня' (1954) Дж. Манкевича. Далекая по темпераменту от прямолинейных 'голубых героинь', актриса искала и нашла свой образ - чувственной, сексуально привлекательной, фатальной красавицы, женщины с несчастной или приносящей несчастье судьбой. Первая роль такого плана была Китти Коллинз в фильме 'Убийцы' (1946) Роберта Сьед-мака по мотивам одноименного рассказа Э. Хе-мингуэя. Красивая и порочная, связанная с преступным миром, она завлекает в свои сети героя, сбивает с истинного пути, а затем предательски бросает, доведя его до последней грани отчаяния и нежелания жить. После успеха 'Убийц' Ава
Гарднер сыграла еще в двух лентах по произведениям Хемингуэя.
В 1952 г. ее пригласил Генри Кинг на роль Синтии в картине 'Снега Килиманджаро' . Голливудский режиссер решил мак- симально приблизить знаменитый рассказ к развлекательному уровню чисто кассового фильма. Он лишил картину всей эмоциональной и драматической сложности первоисточника. Синтии -
Гарднер он отвел лишь место красавицы жены, печалящейся по поводу здоровья пострадавшего на охоте в Африке мужа. Поэтому нельзя винить актрису в том, что в ее дуэте с Грегори Пеком, исполнявшим роль Гарри Стрита, нет хе-мингуэевского психологического нерва, горького привкуса их подспудной, молчаливой борьбы, доходящей порой до взаимной ненависти, обусловленной тем, что Гарри был бедным писателем, а Синтия - богачкой, и этот брак, в который вкрались деньги, подрезал крылья его таланту. Неузнаваемо исказив 'Снега Килиманджаро', Кинг снова взялся за Хемингуэя, поставив фильм 'И восходит солнце' (1957) с Авой
Гарднер в роли Бретт Эшли.
В центре картины оказалась не трагедия 'потерянного поколения', как в романе, но ставшая единственной тема несостоявшейся любви Джейка и Бретт, обращенная режиссером в чуждую подлиннику религиозную сторону. Несмотря на то что эти фильмы были далеки от первоисточников, по которым сняты, они пользовались успехом у широкого зрителя и создали
Гарднер имидж серьезной актрисы. Новая большая роль герцогини Альбы в истори-ко-биографическом фильме о художнике Гойе 'Обнаженная маха' Генри Костера (1958) дала возможность Аве предстать на экране во всем блеске своих драматических возможностей и красоты. В ярком, постановочном, костюмном произведении
Гарднер создала образ умной, сильной и несколько загадочной женщины с трагической судьбой. Альба -
Гарднер свободолюбива и бесстрашна.
Она подчиняет своему влиянию всех - даже испанского короля. Полюбив Гойю, она находит в себе силы отказаться от собственного счастья ради того, чтобы художник мог спокойно создавать свои шедевры, не страшась инквизиции. Но все же лучшей ролью конца 50-х годов мы назвали бы роль Мойры Дэвидсон в ленте Стенли Крамера 'На последнем берегу' (1959). В этом трагическом фильме Ава
Гарднер создает образ светской красавицы, бессмысленно растратившей жизнь на пустые флирты, общение с ничтожными мелкими людьми и прозревшей на пороге надвигающейся смерти. Она мучительно захотела цельности, сильного чувства, но на это, увы, у нее уже не осталось времени. Красота Мойры резко контрастировала с ее поведением, особенно в начале фильма - бесконечные выпивки, истерики, скандальные сцены.
Гарднер великолепно сумела передать ужас своей героини перед надвигающимся концом. Через пятнадцать лет актриса повторяет похожую коллизию - прозрение на краю гибели - в роли Реми Графф в фильме 'Землетрясение' (1974) Марка Робсона. Драматический талант актрисы получил международное признание: в 1964 г. ей был присужден приз XII МКФ в Сен-Себастьяне за исполнение роли Мэк-син Фолк в картине 'Ночь игуаны' Джона Хьюстона по пьесе Т. Уильямса.
Гарднер сыграла в кино более шестидесяти ролей. Это были самые разные героини, но почти всех их объединяла неудовлетворенность, неуспокоенность, присущая всем, даже королевам. Слова императрицы Элизабет в романтической ленте 'Майерлинг' (1968) Теренса Янга: 'Мы комедианты, которым надо играть до конца' можно применить и к самой Аве
Гарднер. Она снималась в кино долго, органично перешла к возрастным ролям, не теряя привлекательности даже в старости.
Ее личная жизнь - бурные бракоразводные процессы и судебные разбирательства были известны публике так же хорошо, как и ее роли. Обо всем этом широко писала пресса, подогревая еще больший зрительский интерес к красавице звезде. Она была замужем трижды: за киноактером Микки Руни (1942-1943), за музыкантом Арти Шо (1945-1947), а с 1951 по 1957-й за киноактером и певцом Фрэнком Синатрой. Ава
Гарднер снималась не только в США, но и в Испании и Англии, где жила затем до самой смерти.
Фильмография:
'Джо Смит, американец', 1942; 'Убийцы-белоручки', 1942; 'Воскресный пунш', 1942; 'Мне нужен доктор Гиллеспи', 1942; 'Встречи во Франции', 1942; 'Пилот', 1943; 'Дюбарри была благородной дамой', 1943; 'Призраки на свободе', 1943; 'Призраки ночью', 1943; 'Безумец Гитлера', 1943; 'Палач Гитлера', 1943; 'Свежие идеи', 1943; 'Потерянный ангел', 1943; 'Лихорадка свинга', 1944; 'Две девушки и один моряк', 1944; 'Мейзи едет в Рено', 1944; 'Не смей!', 1944; 'Музыка для миллионов', 1944; 'Кругом одни блондинки', 1945; 'Она поехала на скачки', 1945; 'Полустанок', 1946; 'Маклеры', 1947; 'Сингапур', 1947; 'Прикосновение любви', 1948; 'Подкуп', 1949; 'Великий грешник', 1949; 'Ист-сайд, Вест-сайд', 1950; 'Мое запретное прошлое', 1950; 'Пандора и Летучий Голландец', 1951; 'Плавучий театр', 1951; 'Одинокая звезда', 1952; 'Скачи, Вакеро', 1953; 'Музыкальный фургон', 1953; 'Могамбо', 1953; 'Рыцари круглого стола', 1954; 'Железнодорожный узел Бховани', 1956; 'Маленькая хижина', 1957; 'Жена-красавица', 1960; '55 дней в Пекине', 1963; 'Семь дней в мае', 1964; 'Библия в начале', 1966; 'Вдова дьявола', 1971; 'Жизнь и времена судьи Роя Вина', 1972; 'Разрешение на убийство', 1975; 'Мост Кассандры' , 1977; 'Страж', 1977; 'Город в огне', 1979; 'Похищение президента', 1980; 'Жрец любви', 1981; т/ф 'А. Д.', 1985; т/ф 'Долгое жаркое лето', 1985; т/ф 'Гарем', 1986.
Ava Gardner, The Legend and The Woman