Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в
Москве, в семье известного артиста театра, эстрады и кино, поэта и композитора Александра Вертинского, который прославился еще до революции. После более чем двадцатилетней эмиграции он в 1943 году вернулся из Харбина на родину. Ее мать, Циргвава Лидия Владимировна, -
художница, снималась в кино, сестра, Марианна, - также актриса.
Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия
музыкой и изучение иностранных языков.
Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: "Он старался всесторонне нас развивать: учил любить
литературу, искусство,
музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными".
Как-то спохватившись и решив, что они воспитывают детей не так, "не по-советски", Вертинские снарядили Настю и Марианну в пионерский лагерь. Собрали два кожаных немецких чемодана, наложили туда теплой одежды и всяческих продуктов и отправили дочерей туда, где из них должны были сделать настоящих советских гражданок. "О, это был опыт, действительно! Ничего не помню об этом лагере, кроме дикого чувства голода", - вспоминает
Анастасия. Когда они вернулись домой, у них был один фибровый чемодан на двоих, в котором лежала застиранная майка с вышитым "Коля К." и сатиновые трусы, с надписью "4 отряд". С диким матом на все буквы алфавита, расчесывая вшивые волосы до крови, сестры ввалились в
квартиру. Не поздоровавшись с родителями, они рванули на кухню и стали руками есть котлеты, продолжая материться. Остолбенелый отец долго стоял в прихожей, а потом в растерянности ушел в свой кабинет. После напрасных стараний вывести вши,
девочек обрили наголо, а затем отправили на курорт -
отдыхать после лагеря.
В отличие от сотен девушек, грезящих об артистической карьере, Настя
Вертинская, будучи школьницей, о ней не мечтала. Не то чтобы она, не поверив в свои силы, отказалась от этих мечтаний, просто профессия актрисы до поры до времени ее ничем особенным не привлекала. Насте Вертинской нравилось заниматься иностранными языками. Им она и думала посвятить свою взрослую жизнь.
Но все-таки попала в кино еще школьницей благодаря режиссеру Александру Птушко - именно он пригласил ее сняться в роли Ассоль в экранизации "Алых парусов", где также были заняты многие настоящие и будущие звезды советского кино, в том числе Василий Лановой, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Олег Анофриев. Фильм, появившийся на экранах страны в 1961 году и снискавший громадный зрительский успех, сразу сделал молодую актрису
знаменитостью. Но уже в следующем году - новая удачная роль, Гуттиэре, в фантастической ленте Геннадия
Казанского и Владимира Чеботарева "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева.
В 1962 году актрису приняли в труппу Московского театра имени Пушкина. Одной из лучших киноработ Анастасии Вертинской стала роль Офелии в "Гамлете" - известной экранизации шекспировской пьесы, созданной Григорием Козинцевымгде она снималась с такими корифеями отечественного кинематографа, как Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Юрий Толубеев и др. Трудно было ожидать от непрофессиональной и, естественно, неопытной артистки глубинного погружения в образ, но Вертинсякая справилась, проникнуть в образ во многом ей помогла гениальная
музыка Шостаковича.
Через год после постановки "Гамлета" Козинцев во вступительной лекции "О режиссуре" напишет: "У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные - хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения. Но ее духовное содержание, мягко говоря, было не так уж велико. Может быть, она пострадает в жизни и ее духовное существо разовьется, но тогда, когда я начал
работать с ней, оно было крохотным, и образ нужно было лепить. Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает".
Сама
Вертинская говорила тогда: "Такую роль, говорят, сыграть - и умереть. А если всего девятнадцать лет, и надо жить, надо
работать и
работой каждый день доказывать, что "чудо" не было чудом, что ты можешь стать актрисой?"
Офелия стала этапной ролью для Анастасии Вертинской. Она впервые поняла, что хочет стать актрисой.
После окончания в 1968 году
Театрального училища имени Щепкина
Анастасия Вертинская стала
работать в театре "Современник", а с 1980 года - во МХАТе. Во время учебы в
театральном училище она познакомилась с 20-летним актером Никитой Михалковым и в 1966 году вышла за него
замуж. В этом браке на свет появился сын Степан. Однако вскоре после его рождения молодые расстались.
Анастасия Вертинская рассказывает: "Теперь уже, когда смотришь на наш брак с Никитой Михалковым сквозь призму времени, понимаешь, что мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским или бытовым причинам. Это был период дикой жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шел своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины - сидеть на даче и рожать детей. И он, конечно, прав:
С годами, по мере того как мы умнели и взрослели, наши
отношения стали лучше. Не говоря уже о том, что нас объединял сын:"
Актриса продолжала успешно
играть в кино и на телевидении - стоит отметить ее роли в фильмах "Война и мир", "Анна Каренина", "Влюбленные", "Овод", "Случай с Полыниным", "Безымянная звезда".
В 1976 году актриса вышла
замуж за популярного певца и композитора Александра Градского, но прожила с ним всего лишь два с половиной года (официально брак распался в 1980 году).
Вертинская вспоминает: "Что касается моей личной жизни, думаю, Господь вообще лишил меня этой радости - быть счастливой в браке. Кстати, я поняла это довольно рано, после второго мужа. Этот брак я вообще браком не считаю. Он продлился крайне недолго и не принес мне ни особых разочарований, ни особого обольщения. Я скорее склонна считать брак союз с человеком, с которым у меня был около двадцати лет роман:
На самом деле есть женщины, рожденные для брака. Они без этого не могут: шум, дети, она что-то рассказывает ему, он ей. А я бы с ума сошла, если бы здесь еще кто-то ходил. Я люблю тишину, уединение:"
В конце 80-х годов
Вертинская вместе с Александром Калягиным давала уроки
театрального мастерства в Оксфорде,
работала в "Комеди Франсэз", в европейской киношколе в Швейцарии, ныне она преподает во Франции, в Чеховской школе. На сцене парижского театра "Nanterre des Amandiers" вместе с
учениками поставили спектакль "Чехов. Акт III", куда вошли третьи акты из "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада".
В последние годы в кино
Анастасия Вертинская снялась в "Жажде страсти" (1991) Андрея Харитонова и в "Мастере и Маргарите" (1994) Юрия Кары - но последний фильм на экраны так и не вышел... В 1999 снялась в фильме Александра Абдулова "Бременские
музыканты".
Благотворительность
В последние годы увидеть Анастасию Вертинскую на сцене или на экране не просто. Актриса считает, что сейчас она востребована временем в ином качестве: не только как творец на сцене и экране, но и как творец в жизни - творец идеи. В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актеров (с 1996 года - Благотворительный фонд актеров). Эта идея родилась из осознания трагичности ситуации, в которой оказалось
российское театральное искусство. Помимо оказания благотворительной помощи наиболее нуждающимся
ветеранам театра и кино фонд призван поддерживать инициативные начинания и молодых актеров, режиссеров,
драматургов, педагогов. Под руководством Анастасии Вертинской и при ее личном участии фонд оказывает поддержку дому-музею Бориса Пастернака в Переделкине, музею Чехова,
Российской государственной библиотеке по искусству, храму Успения Богородицы в Путинках, театру слепых и слабовидящих детей и др. Благодаря усилиям Анастасии Вертинской были установлены памятники актерам О.Борисову и В.Капустиной, мемориальная доска на доме, где жил Марк Бернес. При ее непосредственном участии во Франции и в
России были отреставрированы и выпущены компакт-диски с записями Александра Вертинского "Alezandre Vertinsky", "Песни любви", "Легенды века".
Телевидение
Анастасия Вертинская является автором телепрограмм "Золотое сечение" и "Другие берега" (по жанру: что-то вроде
литературно-музыкально-философской композиции "о душе") выходивших на канале ОРТ.
Просто Настя
При всей своей популярности,
Анастасия Вертинская всегда держалась как бы чуть отстраненно от общества. Она любит уют, комфорт. Обладает необычайными кулинарными талантами, особенно любит сибирскую, грузинскую и китайскую кухню. Вечерами пишет новеллы, сценарии, дневники.
В настоящее время
Вертинская живет и
работает в
Москве. Она и сейчас выглядит на тридцать пять! У людей, подобных Вертинской, счетчик возраста после сорока начинает крутиться в обратную сторону. Она словно бы принимает мифическое "средство Макропулоса". Практически никто не называет Вертинскую Анастасией Александровной, для всех она по-прежнему просто Настя. Внуки зовут ее ласково Нана.
Отдав всю жизнь театру и кино, в семейной жизни она себя не нашла: "Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание - это театр. И предлагать мне формулу "женщине главное быть женой..." было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на нее пойти. У меня и так семья многодетная, мне хватает опек и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. Сын самостоятелен, у внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда и когда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и если в субботу - воскресенье их не тискаю, то очень скучаю".
Сын Анастасии Вертинской (от брака с актером и режиссером Никитой Михалковым), Степан Никитович Михалков (1966),
работает в
рекламном бизнесе, по профессии - режиссер, основатель и организатор фестиваля видеоклипов "Поколение". У него растет сын Василий, внук Анастасии Вертинской.
Семья
Была
замужем за Никитой Михалковым, сын - Степан Михалков - женат, имеет троих детей.
Второй муж - Александр Градский.
Третий муж - Павел Слободкин.
Четвертый муж - Борис Эйфман.
Признание и награды
1981 Заслуженная артистка РСФСР
1988 Народная артистка РСФСР
2005 Орден Почета
Фильмография
1961 Человек амфибия
1961 Алые паруса
1964 Гамлет
1965 Война и мир
1967 Анна Каренина
1969 Не горюй!
1969 Влюбленные
1970 Случай с Полыниным
1971 Тень
1972 Преждевременный человек
1972 Человек на своем месте
1978 Двенадцатая ночь
1979 Безымянная звезда
1980 Овод
1982 Кража
1987 Дни и годы Николая Батыгина
1988 Житие Дон Кихота и Санчо
1988 Новые приключения янки при дворе короля Артура
1989 В городе Сочи темные ночи
1989 Тартюф
1991 Жажда страсти
1994 Мастер и Маргарита
2000 Бременские
музыканты и Со
Озвучание
1978 Д'Артаньян и три мушкетера - Констанция Бонасье