КЛЕМАН (Clement)
Рене (19. 03. 1913 - 18. 03. 1996), французский режиссер.
Рене Клеман сначала изучал архитектуру. Свою страсть к гармоническим пропорциям пе
ренес затем в кино. В 30-е годы снимал документальные ленты, выступая в них то режиссером, то оператором, а то и монтажером. Его первая полнометражная картина была документально-игровой и продолжала тему короткометражки 'Железнодорожники' (Ceux Du Rail, 1942): 'Битва на рельсах' (La Bataile Du Rail, 1945, премия на МКФ в Канне-46) посвящена участию французских железнодорожников в Сопротивлении оккупантам. Она принесла режиссеру широкую известность.
Первый художественный фильм
Клеман опять посвятил войне: 'Проклятые' (Les Maudits, 1947, премия на МКФ в Канне), но он был незаслуженно освистан. Тогда режиссер снял Жана Габена в своеобразной реконструкции его довоенного мифа - 'По ту сторону решетки'/'У стен Малапаги' (Au-Dela Des Grilles/Le Mure Di Malapurga, 1948, премия на МКФ в Канне), за которым последуют ленты о детях, травмированных войной, такие как 'Запрещенные игры' (Jeux Interdits, 1951, главная премия на МКФ в Канне, премия 'Оскар'-52) и о 'рядовых' Сопротивления 'День и час' (Jour Et L'heure, 1963), а также историческая фреска об освобождении Парижа 'Горит ли ПарижN' (Paris Brule-T-IlN 1966). В написании этого сценария участвовали американцы Гор Видал и Фрэнсис Коппола, и сам фильм был решен в американских эпических традициях с участием плеяды 'звезд'.
Рене Клеман отдал дань и другим жанрам. Блестящий кинопрофессионал, умевший превосходно работать с актерами, он выступает моралистом в 'Господине Рипуа' (Monsieur Ripois, 1954, специальная премия на МКФ в Канне), где снимает Жерара Филипа; тонким мастером психологического триллера в ленте 'На ярком солнце' (Purple Noon/Plein Soleil, 1959) с Аленом Делоном в едва ли не лучшей его роли, 'Пассажир, приехавший в дождь' (Le Passager De La Pluie, 1970) с Марлен Жобер и американцем Чарльзом Бронсоном; в том же жанре сделаны и 'Хищники' (Les Felins, 1964) опять с Делоном, а также Джейн Фонда, 'Бег зайца по полям' с Жан-Луи Трентиньяном (La Course Du Lievre A Travers Les Champs, 1972).
За 30 лет режиссер снял всего 18 картин. В 1975
Клеман поставил свой последний фильм 'Приходящая няня' (A Babysitter), не удавшийся ему. Но никто не станет оспаривать его место в кинопантеоне Франции.
Страница Клемана Р. в "Универсальной энциклопедии" на мегапортале "Кирилл и Мефодий". Биография,фотография.