ПАУЭЛЛ (Powell)
Майкл (30. 09. 1905 - 19. 02. 1990), английский режиссер, сценарист, продюсер.
С юности увлекся кино, но начал профессиональную карьеру банковским клерком. Во время поездки во Францию случайно попал в съемочную группу режиссера Рекса Ингрэма, у которого вскоре дебютировал как актер (1927). По возвращении в Англию испробовал несколько киноспециальностей, в том числе работая на ранних фильмах Альфреда Хичкока. С 1931 по 1936 поставил 23 низкобюджетные картины, большинство из которых не сохранились.
В 1937 снял один из шедевров английского кино, фильм 'Край света' (Edge of the World) - проникнутую мистическим романтизмом историю о жизни, любви и смерти на крошечном шотландском острове. Фильм понравился Александру Корде, который предложил
Пауэллу контракт и сотрудничество с молодым венгерским сценаристом Эмериком (Имре) Прессбургером. Их первыми совместными работами были триллеры 'Шпион в черном' (The Spy in Black/U-Boat 29, 1939) и 'Контрабанда' (Contraband, 1940).
Пауэлл был одним из режиссеров, работавших над классической сказкой 'Багдадский вор' (The Thief of Baghdad, 1940), после которой снял антифашистскую приключенческую ленту '49-я параллель' (49th Parallel/The Invaders, 1941).
В 1942
Пауэлл и Прессбургер создали продюсерскую компанию 'Арчерс', и в титрах их последующих фильмов оба фигурировали как сценаристы, продюсеры и режиссеры. Фильм 'Жизнь и смерть полковника Блимпа' (The Life and Death of Colonel Blimp/Colonel Blimp, 1943), который Эндрю Саррис назвал 'английским 'Гражданином Кейном', был историей офицера, прошедшего через три войны и потерявшего молодость и любовь трех женщин, но не свои убеждения и лучшего друга. Фильмами 'Кентерберийская история' (A Canterbury Tale, 1944) и 'Я знаю, что делаю!' (I Know Where I'm Going!, 1945)
Пауэлл и Прессбургер продолжили свой 'крестовый поход против материализма', дав в них многоплановую романтическую трактовку английской истории и национального характера. 'Вопрос жизни и смерти' (A Matter of Life and Death/Stairway To Heaven, 1946) был романтической феерией о летчике, случайно не погибшем в разбившемся самолете из-за ошибки ангела, который должен был забрать его в рай. 'Черный нарцисс' (Black Narcissus, 1947) развивал ключевую для
Пауэлла тему мистической силы природы и ее власти над человеком. Фильм 'Красные башмачки' (The Red Shoes, 1948) до сих пор остается лучшим фильмом о балете в мировом кино. Драма 'Маленькая задняя комната' (The Small Back Room/Hour Of Glory, 1949) и музыкальный фильм 'Сказки Гофмана' (The Tales of Hoffman, 1951) были последними совместными шедеврами
Пауэлла и Прессбургера. В середине 40-х годов они считались ведущими режиссерами мирового кино, однако в последовавшую за этим эпоху неореализма их романтическому стилю не было места. Их партнерство было полюбовно расторгнуто в 1956.
Пауэлл снял один из своих лучших фильмов - 'Наблюдающий' /'Подглядывающий' (Peeping Tom, 1960). Жестокий психологический триллер о маньяке, убивающем женщин ради того, чтобы наблюдать за их агонией, опередил свое время. Никто из современников не заметил в фильме философского исследования самой природы кино, по сути своей близкого вуайеризму. Реакция критиков была настолько гневной, что карьера
Пауэлла практически закончилась с этой лентой. Он снял позднее несколько фильмов в Австралии, лучший из которых - 'Возраст согласия' (Age of Consent, 1968). На два десятилетия его имя и фильмы были забыты. Их повторное открытие связано с именами таких режиссеров, как Ф. Ф. Коппола, М. Скорсезе и С. Спилберг, много сделавших для реставрации фильмов
Пауэлла и их критической реабилитации
Страница Пауэлла М. в "Универсальной энциклопедии" на мегапортале "Кирилл и Мефодий".