ВИЗЕЛ Эли(Американский писатель и педагог Нобелевская премия мира, 1986 г.)
Комментарии для ВИЗЕЛ Эли
Биография ВИЗЕЛ Эли
род. 30 сентября 1928 г. Американский писатель и педагог Элиезер Визел родился в Румынии, в трансильванских Карпатах. Он был единственным сыном и третьим ребенком в семье Шлома Визела и Сары Фейг. С раннего детства мальчик воспринял дух хасидизма и любовь к учебе. Отец, владелец овощной лавки, являлся членом совета еврейской общины. Дедушка, Доди Визел, местный арендатор, часто рассказывал мальчику предания хасидизма - ветви среднеевропейского иудаизма. Хасидизм в противовес чрезмерной формализации тогдашнего иудаизма придавал большее значение религиозному усердию, чем философии; основы хасидизма излагались не в трактатах, а в сказаниях. Слухам о нацистских жестокостях в отношении евреев, распространившимся в начале 40-х гг., местная община, в т.ч. отец В., отказывались верить. Первое время после немецкого вторжения оккупация повлекла лишь ограничения общинной деятельности, но в 1944 г. все евреи были отправлены в лагерь смерти Биркенау. В первую же ночь В., до тех пор любивший гимн 'Я верю в пришествие мессии, он не спешит, но я все-таки жду его', почувствовал, что его вера поколебалась. До конца войны В. жил среди ужасов лагеря уничтожения, где отец умер от голода и дизентерии, а мать и младшая сестра погибли в газовой камере. В 1945 г. он был переведен в Бухенвальд, где его освободили наступающие войска. Позже он случайно попал в Париж, где пытался вернуться к нормальной жизни. Ему стало гораздо легче, когда он узнал, что две его старшие сестры выжили. С 1948 по 1951 г. в Сорбонне он слушал лекции по философии, которая помогла ему превозмочь боль пережитого. В. стал журналистом и сотрудничал со многими еврейскими, американскими и французскими изданиями; год он провел в Индии, пытаясь понять, может ли мудрость Востока преодолеть человеческие страдания. В 1956 г. В. едва не погиб в автомобильной катастрофе, а во время выздоровления его чуть не выслали как лицо без гражданства. В 1957 г. В. стал работать в нью-йоркской еврейской газете, выходившей на идиш. В 1963 г. он получил американское гражданство. Прошло 10 лет, прежде чем В. смог писать о своем лагерном опыте. Затем, движимый чувством долга перед погибшими, он написал автобиографическую книгу 'Ночь' ('La nuit', 1958). Написанная на французском языке, как и большинство последующих книг, она должна была напомнить читателям об ужасах нацистской катастрофы. Позже В. задался вопросом, может ли мир услышать его слова, и в романе, переведенном под названием 'Клятва', показал, что молчание бывает могущественнее речи. Первые романы В.: 'Заря' ('L'Aube', 1961), 'Случай' ('Le jour', 1961), 'Город за стеной' ('La Ville de la chance', 1962) и 'Ворота леса' ('Les portes de la Foret', 1964) - рассказывали историю послевоенных евреев, где 'выживший' ощущал себя мертвым. Следующие произведения прослеживали путь возвращения к жизни; лишь в конце книги 'Город за стеной' герой начинает доверять другому человеку. Возможность человеческого участия проявляется в финале романа 'Ворота леса'. Событиями шестидневной войны 1967 г. навеян следующий роман 'Нищий в Иерусалиме' ('Le mendiant de Jerusalem', 1968). В произведениях В. надежда не возвращается сама собой, ее следует завоевать. Роман 'Пятый сын' ('Le cinquieme fils', 1983) освещает проблему детей, переживших катастрофу и унаследовавших безнадежность. В других книгах В. рассматривал положение евреев в Советском Союзе. Встревоженный сообщениями о возрождении антисемитизма, он посетил СССР в 1965 г. и опубликовал серию статей в 'Едиот ахронот'. Позже эти статьи были переведены на английский язык и опубликованы в 1966 г. под названием 'Евреи молчат' ('The Jews of silence'). Пьеса В. 'Залмен, или Безумие бога' ('Zaimen; ou la folie de Dieu'), появившаяся в 1966 г., говорит о необходимости выступить против преследований евреев в СССР. Драма, переведенная под названием 'Суд Божий, который состоялся 25 февраля 1649 в Шамгороде' ('Le proces de Shamgorod tel qu'il se deroula le 25 fevrier 1649', 1979), и роман 'Завещание' ('Le testament d'un poete juif assassine', 1980) также рассказывают о положении евреев. В ряде работ В. использует картины еврейского прошлого для толкования современности; среди них 'Души в огне' ('Celebration hassidique; portraits et legendes', 1972), где содержится живой пересказ легенд хасидизма. Книги 'Посланники бога: библейские портреты и легенды' ('Celebration biblique: portraits et legends', 1975), 'Образы Библии' ('Images from the Bible', 1980) и 'Пять библейских портретов' ('Five Biblical Portraits', 1981) демонстрируют современность идей Библии. С 1972 по 1976 г. В. являлся заслуженным профессором иудейских исследований в Сити-колледже Нью-Йорка, с 1976 г. - заслуженным профессором гуманитарных наук в Бостонском университете. В 1978 г. он возглавил президентскую комиссию, созванную Джимми Картером для создания в США мемориала нацистской катастрофы. Комиссия учредила ежегодные дни поминовения жертв нацизма, планировала исследовательские программы и конференции. Председателем комиссии В. оставался до 1987 г. В. неоднократно посещал страны, страдавшие от напряженности и насилия - Камбоджу, Южную Африку, Бангладеш, Советский Союз, - стремясь оказать поддержку жертвам притеснения и привлечь внимание общественности к нарушениям прав человека. Он не раз выступал публично, в частности пытался отговорить президента Рональда Рейгана от посещения в 1985 г. немецкого военного кладбища в Битбурге, где были похоронены эсэсовцы. Убежденность В. в том, что угроза человеческому достоинству распространяется на всех, позволила ему перейти от своих личных страданий к заботе о жертвах насилия повсеместно. 'Слова в благоприятный момент, - ответил В. одному раввину, который сомневался в совместимости проблемы страданий и литературного вымысла, - достигают уровня поступков'. Соглашаясь с тем, что несправедливость может вызвать ненависть, В., однако, считал, что ненависть вредит обеим сторонам. За приверженность этой тематике В. был удостоен Нобелевской премии мира 1986 г. 'Визел обращается к человечеству, - заявил представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик, - с посланием о мире, искуплении, человеческом достоинстве. Он верит, что силы, борющиеся со злом, в конце концов одержат победу'. Орвик также отметил, что 'внимание Визела, прежде сосредоточенное на страданиях еврейского народа, ныне распространилось на все притесненные народы и расы'. Принимая награду, В. говорил о 'царстве ночи', которое он пережил в лагерях смерти. 'Я старался помнить. Я хотел бороться с теми, кто забыл. Потому что если мы забудем, то мы - соучастники преступления'. В заключение В. заявил: 'Наши жизни принадлежат не нам, а тем, кто в нас нуждается'. В 1969 г. В. женился на Марион Эрстер Роз, также пережившей ужасы нацизма, именно она переводила книги В. на английский язык. У супругов родился сын, и семья поселилась в Нью-Йорке. Дочь миссис Визел от первого брака живет с ними. В. был удостоен многих литературных и гуманитарных наград, в т.ч. медали Мартина Лютера Кинга от Городского колледжа Нью-Йорка (1973), литературной премии Еврейского книжного совета (1973), медали Конгресса (1985). Он получил почетные степени более чем от 30 научных учреждений, среди них - Еврейская теологическая семинария, Бостонский университет, Йельский университет, Кеньонский колледж и др. В. входит в советы директоров Национального комитета по американской внешней политике и Еврейской школы искусств, административные советы Тель-Авивского, Хайфского и Бар-Иланского университетов.
Комментарии пользователей
|
|
|