Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ВИЗЕЛ Эли

(Американский писатель и педагог Нобелевская премия мира, 1986 г.)

Комментарии для ВИЗЕЛ Эли
Биография ВИЗЕЛ Эли
род. 30 сентября 1928 г.
Американский писатель и педагог Элиезер Визел родился в Румынии, в трансильванских Карпатах. Он был единственным сыном и третьим ребенком в семье Шлома Визела и Сары Фейг. С раннего детства мальчик воспринял дух хасидизма и любовь к учебе. Отец, владелец овощной лавки, являлся членом совета еврейской общины. Дедушка, Доди Визел, местный арендатор, часто рассказывал мальчику предания хасидизма - ветви среднеевропейского иудаизма. Хасидизм в противовес чрезмерной формализации тогдашнего иудаизма придавал большее значение религиозному усердию, чем философии; основы хасидизма излагались не в трактатах, а в сказаниях.
Слухам о нацистских жестокостях в отношении евреев, распространившимся в начале 40-х гг., местная община, в т.ч. отец В., отказывались верить. Первое время после немецкого вторжения оккупация повлекла лишь ограничения общинной деятельности, но в 1944 г. все евреи были отправлены в лагерь смерти Биркенау. В первую же ночь В., до тех пор любивший гимн 'Я верю в пришествие мессии, он не спешит, но я все-таки жду его', почувствовал, что его вера поколебалась.
До конца войны В. жил среди ужасов лагеря уничтожения, где отец умер от голода и дизентерии, а мать и младшая сестра погибли в газовой камере. В 1945 г. он был переведен в Бухенвальд, где его освободили наступающие войска. Позже он случайно попал в Париж, где пытался вернуться к нормальной жизни. Ему стало гораздо легче, когда он узнал, что две его старшие сестры выжили.
С 1948 по 1951 г. в Сорбонне он слушал лекции по философии, которая помогла ему превозмочь боль пережитого. В. стал журналистом и сотрудничал со многими еврейскими, американскими и французскими изданиями; год он провел в Индии, пытаясь понять, может ли мудрость Востока преодолеть человеческие страдания. В 1956 г. В. едва не погиб в автомобильной катастрофе, а во время выздоровления его чуть не выслали как лицо без гражданства. В 1957 г. В. стал работать в нью-йоркской еврейской газете, выходившей на идиш. В 1963 г. он получил американское гражданство. Прошло 10 лет, прежде чем В. смог писать о своем лагерном опыте. Затем, движимый чувством долга перед погибшими, он написал автобиографическую книгу 'Ночь' ('La nuit', 1958). Написанная на французском языке, как и большинство последующих книг, она должна была напомнить читателям об ужасах нацистской катастрофы. Позже В. задался вопросом, может ли мир услышать его слова, и в романе, переведенном под названием 'Клятва', показал, что молчание бывает могущественнее речи.
Первые романы В.: 'Заря' ('L'Aube', 1961), 'Случай' ('Le jour', 1961), 'Город за стеной' ('La Ville de la chance', 1962) и 'Ворота леса' ('Les portes de la Foret', 1964) - рассказывали историю послевоенных евреев, где 'выживший' ощущал себя мертвым. Следующие произведения прослеживали путь возвращения к жизни; лишь в конце книги 'Город за стеной' герой начинает доверять другому человеку. Возможность человеческого участия проявляется в финале романа 'Ворота леса'. Событиями шестидневной войны 1967 г. навеян следующий роман 'Нищий в Иерусалиме' ('Le mendiant de Jerusalem', 1968). В произведениях В. надежда не возвращается сама собой, ее следует завоевать. Роман 'Пятый сын' ('Le cinquieme fils', 1983) освещает проблему детей, переживших катастрофу и унаследовавших безнадежность.
В других книгах В. рассматривал положение евреев в Советском Союзе. Встревоженный сообщениями о возрождении антисемитизма, он посетил СССР в 1965 г. и опубликовал серию статей в 'Едиот ахронот'. Позже эти статьи были переведены на английский язык и опубликованы в 1966 г. под названием 'Евреи молчат' ('The Jews of silence'). Пьеса В. 'Залмен, или Безумие бога' ('Zaimen; ou la folie de Dieu'), появившаяся в 1966 г., говорит о необходимости выступить против преследований евреев в СССР. Драма, переведенная под названием 'Суд Божий, который состоялся 25 февраля 1649 в Шамгороде' ('Le proces de Shamgorod tel qu'il se deroula le 25 fevrier 1649', 1979), и роман 'Завещание' ('Le testament d'un poete juif assassine', 1980) также рассказывают о положении евреев.
В ряде работ В. использует картины еврейского прошлого для толкования современности; среди них 'Души в огне' ('Celebration hassidique; portraits et legendes', 1972), где содержится живой пересказ легенд хасидизма. Книги 'Посланники бога: библейские портреты и легенды' ('Celebration biblique: portraits et legends', 1975), 'Образы Библии' ('Images from the Bible', 1980) и 'Пять библейских портретов' ('Five Biblical Portraits', 1981) демонстрируют современность идей Библии.
С 1972 по 1976 г. В. являлся заслуженным профессором иудейских исследований в Сити-колледже Нью-Йорка, с 1976 г. - заслуженным профессором гуманитарных наук в Бостонском университете. В 1978 г. он возглавил президентскую комиссию, созванную Джимми Картером для создания в США мемориала нацистской катастрофы. Комиссия учредила ежегодные дни поминовения жертв нацизма, планировала исследовательские программы и конференции. Председателем комиссии В. оставался до 1987 г.
В. неоднократно посещал страны, страдавшие от напряженности и насилия - Камбоджу, Южную Африку, Бангладеш, Советский Союз, - стремясь оказать поддержку жертвам притеснения и привлечь внимание общественности к нарушениям прав человека. Он не раз выступал публично, в частности пытался отговорить президента Рональда Рейгана от посещения в 1985 г. немецкого военного кладбища в Битбурге, где были похоронены эсэсовцы.
Убежденность В. в том, что угроза человеческому достоинству распространяется на всех, позволила ему перейти от своих личных страданий к заботе о жертвах насилия повсеместно. 'Слова в благоприятный момент, - ответил В. одному раввину, который сомневался в совместимости проблемы страданий и литературного вымысла, - достигают уровня поступков'. Соглашаясь с тем, что несправедливость может вызвать ненависть, В., однако, считал, что ненависть вредит обеим сторонам.
За приверженность этой тематике В. был удостоен Нобелевской премии мира 1986 г. 'Визел обращается к человечеству, - заявил представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик, - с посланием о мире, искуплении, человеческом достоинстве. Он верит, что силы, борющиеся со злом, в конце концов одержат победу'. Орвик также отметил, что 'внимание Визела, прежде сосредоточенное на страданиях еврейского народа, ныне распространилось на все притесненные народы и расы'. Принимая награду, В. говорил о 'царстве ночи', которое он пережил в лагерях смерти. 'Я старался помнить. Я хотел бороться с теми, кто забыл. Потому что если мы забудем, то мы - соучастники преступления'. В заключение В. заявил: 'Наши жизни принадлежат не нам, а тем, кто в нас нуждается'.
В 1969 г. В. женился на Марион Эрстер Роз, также пережившей ужасы нацизма, именно она переводила книги В. на английский язык. У супругов родился сын, и семья поселилась в Нью-Йорке. Дочь миссис Визел от первого брака живет с ними.
В. был удостоен многих литературных и гуманитарных наград, в т.ч. медали Мартина Лютера Кинга от Городского колледжа Нью-Йорка (1973), литературной премии Еврейского книжного совета (1973), медали Конгресса (1985). Он получил почетные степени более чем от 30 научных учреждений, среди них - Еврейская теологическая семинария, Бостонский университет, Йельский университет, Кеньонский колледж и др. В. входит в советы директоров Национального комитета по американской внешней политике и Еврейской школы искусств, административные советы Тель-Авивского, Хайфского и Бар-Иланского университетов.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ХЬЮБЕЛ (Hubel), Дэвид Х.
ВИЗЕЛ (Wiesel), Торстен
ХАРТЛАЙН (Hartline), Х. Кеффер

ВИЗЕЛ Эли, фото, биография
ВИЗЕЛ Эли, фото, биография ВИЗЕЛ Эли Американский писатель и педагог Нобелевская премия мира, 1986 г., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь