МОРИАК (Mauriac), Франсуа(Французский романист, драматург и поэт Нобелевская премия по литературе, 1952 г.)
Комментарии для МОРИАК (Mauriac), Франсуа
Биография МОРИАК (Mauriac), Франсуа
11 октября 1885 г. - 1 сентября 1970 г. Французский романист, драматург и поэт Франсуа Шарль Мориак родился в Бордо, в многодетной семье богатого коммерсанта Жана Поля Мориака и Маргариты Мориак, урожденной Куафар. Его отец умер, когда М. еще не исполнилось и двух лет, после чего семья переехала к родителям матери. М. вспоминал, что, будучи застенчивым мальчиком, он чувствовал себя очень несчастным в школе св. Марии, куда его отдали в 7 лет. Через три года он поступает в коллеж марионитов, где впервые знакомится с Расином и Паскалем, ставшими его любимыми писателями. Лето М. проводил в родовом имении деда недалеко от Бордо, и пейзажи этих мест появятся во многих его романах. После окончания коллежа М. поступает в университет Бордо, который кончает в 1905 г., получив степень лиценциата (магистра) по литературе. В следующем году М. едет в Париж готовиться к вступительным экзаменам в Эколь де Шарт, школу, выпускающую историков-медиевистов и архивистов. Он поступает в нее в 1908 г., но через полгода бросает школу и целиком посвящает себя литературе. К этому решению его подтолкнуло предложение редакции обозрения 'Наше время' ('Le Temps Present') напечатать его первый поэтический сборник 'Соединенные руки' ('Les Mains jointes'). В ноябре 1909 г. он был напечатан, а в 1910 г. знаменитый писатель Морис Баррес пишет хвалебную рецензию на эту книгу. В 1911 г. М. работает над вторым поэтическим сборником. Его первый роман 'Дитя под бременем цепей' ('L'Enfant charge de chaines') появился сначала в журнале 'Меркюр де Франс' ('Mercure de France'), а затем, в 1913 г., был опубликован издательством 'Грассе'. В том же году М. женится на Жанне Лафон, дочери банкира. У них было две дочери и два сына, причем старший, Клод, сам стал впоследствии известным романистом и критиком. В 1914 г. Франция объявила войну Германии, и, хотя М. был освобожден от армии по состоянию здоровья, он вступил в Красный Крест и два года прослужил на Балканах, работая санитаром в госпитале. Демобилизовавшись в 1918 г., М. пишет еще два романа, однако первый большой успех приносит ему роман 'Поцелуй, дарованный прокаженному' ('Le Baiser au lepreux', 1922), в котором рассказывается о несостоявшемся браке между безобразным, уродливым богачом и красивой крестьянской девушкой. 'Писателю удалось убедительно показать, - писал об этом романе английский критик Сесил Дженкинс в 1965 г., - как любовь и юность в нашем обществе с помощью семьи и церкви приносятся в жертву иным, неподлинным ценностям'. Следующие два романа М., 'Река огня' ('Le Fleuve de feu') и 'Родительница' ('Genitrix'), были опубликованы в 1923 г. и осуждены представителями правого крыла католической церкви как отвратительные и даже порнографические книги. Действие романа 'Родительница' происходит в мрачном загородном особняке недалеко от Бордо, похожем на дом из романа 'Поцелуй, дарованный прокаженному' (фактически это дом деда М.). 'Родительница' - это тягостное описание тиранической любви матери к своему сыну, рассказ о том, как она разрушила его брак, как он ей отомстил, но не обрел счастья. В следующем значительном романе М., 'Пустыня любви' ('Le Desert de 1'amour', 1925), получившем Первую премию Французской академии, романе более длинном и композиционно более сложном, чем предыдущие, рассказывается о несчастной любви отца и сына к одной и той же совершенно бесстрастной, холодной женщине. Ирландский критик Конор Круз О'Брайен писал, что Мария Кросс, героиня романа, воплощает образ властной матери, часто встречающийся у писателей-католиков. В основе романа 'Тереза Декейру' ('Trerese Desqueyroux', 1927), который влиятельные французские литературные критики назвали лучшим французским романом с начала века, лежит нашумевший судебный процесс 1906 г. Главная героиня, которая попыталась отравить своего мужа мышьяком и которую, по чистой случайности, признали невиновной, сама не понимает мотивов своего преступления. Однако, как утверждает Максвелл Смит, большинство читателей убеждены, что она пыталась убить Бернара (своего мужа) не потому, что ненавидела его, а потому, что отчаянно пыталась избавиться от семейных уз, от губительной рутины, от буржуазного ханжества и бесцельности существования. В эссе 'Страдания христианина' ('Souffrances du chretien', 1928) М. с отчаянием пишет, что идеалы христианства, которое умерщвляет плоть ради духа, неосуществимы в жизни. За этим последовал религиозный кризис, в котором свою роль сыграли и широкое осуждение его произведения католиками, и неодобрение его набожной матери, и внебрачная связь, грозившая разрушить его семью. Беседы со священником помогли М. укрепиться в вере и обрести душевный покой, о чем свидетельствует эссе 'Мука и радость христианина' ('Souffrances et bonheur du chretien', 1931). В книге 'То, что потеряно' ('Се qui etait perdu', 1926) ощущается новая религиозная ориентация писателя, а один из лучших его романов, 'Клубок змей' ('Le Noeud de viperes', 1932), критик Шарль Дюбо назвал 'блестящим образцом католического романа'. 'Клубок змей' - это семейная драма, в центре которой стоит трагическая фигура главы семьи, адвоката, портрет которого выполнен с исключительным психологическим искусством. М. вскрывает лицемерие, господствующее среди респектабельных католиков, и показывает духовное перерождение своего главного героя. После выхода в свет романа 'Клубок змей' М. перенес операцию по поводу рака гортани, что повлекло почти полную потерю голоса. В 1933 г. писатель был избран в члены Французской академии. Хотя М. продолжал писать романы, пытаясь создать великий католический роман о спасении души, многие критики отмечали упадок в его творчестве. В 'Фарисейке' ('La Pharisienne', 1941) рассказывается история Бригитты Пьен, глубоко религиозной и властной женщины, которая, вмешиваясь в жизнь других людей, ломает их судьбы и, по словам литературоведа Анри Пейра, 'превращает религию в карикатуру на христианское милосердие'. Правда, в итоге героиня осознает свой грех и достигает спасения. Его произведение 'Бог и мамона' ('Dieu et Mammon', 1929) открывает цикл религиозных трактатов, главный из которых - 'Жизнь Иисуса' ('Vie de Jesus', 1936). В эти же годы М. обращается к театру. 'Асмодей' ('Asmodee'), первая из его четырех пьес, в постановке Жака Копо была сыграна 100 раз за сезон 1937...1938 гг. на сцене театра 'Комеди Франсез'. Один за другим вышли два сборника новелл М. - 'Три истории' ('Trois Recits', 1929) и 'Прыжки в воду' ('Plongees', 1938). Во время второй мировой войны, когда Германия оккупировала Францию, М. иногда писал статьи для подпольного журнала 'Французская литература' ('Les Lettres Francaises'). Когда один из создателей журнала был арестован гестапо и расстрелян, М. написал 'Черную тетрадь' ('Le Cahier noir', 1943), гневный протест против фашистской тирании и коллаборационизма. И хотя 'Черная тетрадь' вышла под псевдонимом, М. некоторое время вынужден был скрываться. Несмотря на это, после войны М. призывал своих сограждан быть милосердными к тем, кто сотрудничал с немцами. Впервые М. был выдвинут на соискание Нобелевской премии в 1946 г., однако этой награды он удостоился лишь 6 лет спустя, в 1952 г., - 'за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни'. Член Шведской академии Андерс Эстерлинг в своей приветственной речи отметил, что 'в романах М. католический образ мыслей является фоном и краеугольным камнем одновременно'. 'М. не знает себе равных в ясности и выразительности языка, - сказал также Эстерлинг. - Писатель умеет в нескольких строчках объяснять самые сложные вещи. Лучшие его книги отличаются логической ясностью и классически экономным расходованием выразительных средств и этим напоминают трагедии Расина'. В своей Нобелевской речи М. подчеркнул, как необходимо сохранять надежду в мире, пронизанном ужасом и 'мистерией зла'. Человек по природе своей, сказал М., не может сомневаться в том, что жизнь имеет направление и цель, не может пребывать в отчаянии. По словам М., отчаяние современного человека рождено абсурдностью его бытия, тем, что он оказался в плену ложных мифов, - и этот абсурд низводит человека до уровня животного. После получения премии М. выпускает свой предпоследний роман 'Агнец' ('L'Agneau', 1954). Занявшись в эти годы журналистикой, писатель поддерживал антиколониальную политику Шарля де Голля в Марокко, выступал вместе с левыми католиками за независимость Алжира. Когда в 1958 г. де Голль вернулся к власти, М. был награжден Большим крестом ордена Почетного легиона по представлению самого генерала. С конца 50-х до конца 60-х гг. М. выпустил серию мемуаров и биографию генерала де Голля. С середины 50-х гг. до 27 июля 1970 г. он вел сразу ставшую знаменитой еженедельную газетную рубрику 'Блокнот', остроумно, порой язвительно комментирующую политические и литературные события. Эта рубрика собирала гораздо большую читательскую аудиторию, чем его романы. 80-летие М. газета 'Фигаро литерэр' отметила в 1965 г. специальным выпуском, где лучшие французские критики с похвалой отзывались о его творчестве. Последний роман М. 'Дитя прошлого' ('Un Adolescent d'autrefois') вышел в 1969 г. Писатель умер 1 сентября 1970 г. в Париже. Анри Пейр писал, что между 1930 и 1945 гг. французские критики поставили бы М. на второе место во французской литературе XX в. после Марселя Пруста, однако после 1945 г. интерес к писателю стал падать, большинство критиков сходятся на том, что М. 'одержим детскими воспоминаниями', что он изображает одну и ту же социальную среду, одних и тех же героев, которые 'преисполнены страстью подчинять себе всех, кто их окружает'. Для М., считают критики, характерна также тема 'чудесного обращения грешников', а также мрачная, напряженная атмосфера его романов. И все же, по мнению Пейра, среди написанного М. есть 4 или 5 романов, которым уготована долгая жизнь. А ведь писателей, добавляет критик, о которых можно сказать подобное, не так уж много в любой стране.
Комментарии пользователей
|
|
|