СЕН-ЖОН ПЕРС (Saint-John Perse)(Французский поэт и дипломат Нобелевская премия по литературе, 1960 г.)
Комментарии для СЕН-ЖОН ПЕРС (Saint-John Perse)
Биография СЕН-ЖОН ПЕРС (Saint-John Perse)
31 мая 1887 г. - 20 сентября 1975 г. Французский поэт и дипломат Сен-Жон Перс (настоящее имя Мари Рене Алекси Сен-Леже) родился на маленьком фамильном островке неподалеку от Гваделупы, в Вест-Индии. Его отец, Амади Сен-Леже, адвокат, был выходцем из Бургундии, откуда его предки уехали в конце XVII в.; его мать, урожденная Франсуаз Рене Дормуа, происходила из семьи плантаторов и морских офицеров. которые жили на Антильских островах с XVII в. Единственный мальчик в семье, Леже учился в школе в Пуэнт-а-Питр (Гваделупа), а в 1899 г. вместе с семьей по материальным соображениям вернулся во Францию и жил в По. Закончив университет Бордо, молодой человек готовился к дипломатической карьере и в 1914 г. сдает соответствующие экзамены. Первый томик стихов поэта 'Эклоги' ('Eloges') появился в 1910 г. и привлек внимание таких авторитетов, как Андре Жид и Жак Ривьер. Профессиональный дипломат, он печатается под псевдонимом Сен-Жон Перс. В 20-е гг. он пишет немного, но среди произведений этого времени - известная эпическая поэма 'Анабасис' ('Anabase', 1924), переведенная в 1930 г. на английский язык Т.С. Элиотом. Эта поэма была написана во время пятилетнего пребывания поэта в Пекине, где он работал во французском посольстве. В Китае С.-Ж.П. проводил и свой отпуск, плавая по Южно-Китайскому морю или путешествуя верхом по пустыне Гоби. Задуманная в заброшенном таоистском храме, расположенном недалеко от Пекина, эта поэма, действие которой разворачивается в бескрайних пустынях Азии, повествует об одиночестве человека (вождя кочевого племени) во время его странствий и в отдаленные земли, и в потаенные уголки человеческой души. Артур Нолд, специалист по творчеству С.-Ж.П., назвал 'Анабасис' 'одной из наиболее строгих и в то же время загадочных поэм С.-Ж.П.'. В предисловии к своему переводу Элиот пишет: 'Пусть читатель поначалу не задумывается о значении запавших ему в память образов поэмы. Они осмыслены лишь взятые вместе'. После возвращения в Париж в 1921 г. С.-Ж.П. был сразу же направлен в Вашингтон на Международную конференцию по разоружению, где встретился с премьер-министром Франции и главой французской делегации Аристидом Брианом, с которым у него установились тесные дружеские отношения. В 1933 г. С.-Ж.П. назначается генеральным секретарем МИДа в ранге посла, в предвоенные годы выступает против политики 'умиротворения' Гитлера, чем вызывает недовольство правых политических кругов, под влиянием которых премьер-министр Поль Рейно в 1940 г., незадолго до оккупации Франции, подписывает приказ об отставке С.-Ж.П. В июне того же года поэт в последний момент через Англию и Канаду бежит из Франции в США, где живет в добровольном изгнании до самого конца войны. Правительство 'Виши' лишило его гражданства, ранга посла и всех наград. В Вашингтоне С.-Ж.П. занимал скромную должность консультанта в библиотеке конгресса. 'Дружба принца' ('Amide du prince', 1924), единственная, не считая 'Анабасиса', крупная поэма, созданная в годы дипломатической службы, впоследствии вошла в сборник 'Экологи и другие поэмы'. ('Eloges and Other Poems'). Рукописи и черновики поэта были конфискованы и, по-видимому, уничтожены гестапо, которое производило обыск в парижской квартире С.-Ж.П. Оказавшись в США, С.-Ж.П. вновь много пишет. Во время войны и в послевоенные годы из-под его пера выходят поэмы 'Изгнание' ('Exil', 1942), 'Beтры' ('Vents', 1946), 'Ориентиры' ('Amers', 1957), 'Хроника' ('Chronique', 1959), 'Птицы' ('Oiseaux', 1962). Многое из написанного в годы его пребывания на дипломатической работе так и осталось неопубликованным, поэтому все литературное наследие С.-Ж.П. умещается в семи небольших книгах. В 1960 г. С.-Ж.П. был удостоен Нобелевской премии по литературе 'за возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени'. В своей Нобелевской лекции поэт говорил о сходстве поэзии и науки. 'Поэзия - это не только познание, но и сама жизнь, жизнь во всей ее полноте, - сказал С.-Ж.П. - Поэт жил в душе пещерного человека и будет жить в душе человека атомного века, ибо поэзия - неотъемлемая черта человечества... Благодаря приверженности всему сущему поэт внушает нам мысль о постоянстве и единстве бытия'. В атомном веке, заключил С.-Ж.П., 'поэту достаточно быть больной совестью своего времени'. После войны поэту возвращаются гражданство и все награды, и в 1957 г. он приезжает на родину. Хотя постоянно С.-Ж.П. по-прежнему жил в Вашингтоне, часть года поэт обязательно проводил во Франции, на своей вилле в Жьене, вместе с женой-американкой, урожденной Дороти Милборн Рассел, на которой он женился в 1958 г. Поэт был награжден орденом Почетного легиона, орденом Бани, Большим крестом Британской империи. С.-Ж.П. умер в 1975 г. С.-Ж.П. относится к числу наиболее оригинальных поэтов XX в., отличавшихся дерзкой и в то же время иносказательной образностью. 'Его поэтическая поступь, - писал Артур Нодл, - медленна и церемонна, язык - очень литературен и сильно отличается от языка повседневного общения... Все время чувствуется, что ему хочется не просто хорошо выразить свою мысль, но выразить ее как можно лучше'. С.-Ж.П., отождествлявшего поэта с силами природы, не раз сравнивали с Уолтом Уитменом, однако его аристократическая поэтика не имеет ничего общего с поэтикой Уитмена. Рецензируя 'Ветры', английский поэт и критик Стивен Спендер называет это произведение 'великой поэмой об Америке', а самого С.-Ж.П. 'грандиозным поэтом, ветхозаветным сказителем, пишущим на современные темы...'. 'В его поэтическом видении даны обобщенные образы природы, морали и религии в их исторической перспективе'. В 20-е гг. С.-Ж.П. входил в литературную группу Поля Валери, Поля Клоделя и других писателей, объединившихся вокруг журнала 'Новое французское обозрение' ('Nouvelle Revue francaise'). После смерти Клоделя С.-Ж.П. с большим успехом, чем кто-либо, продолжил традицию прозаической поэмы. 'С.-Ж.П. - поэт необычной силы и мастерства', - писал Филип Тойнби, а мексиканский поэт Октавио Пас отмечал, что 'в образах [современного поэта] содержится больше правды, чем в так называемых исторических документах. Всякому, кто хочет знать, что произошло в первой половине нашего века, лучше всего не листать старые газеты, а обратиться к ведущим поэтам... Одним из таких поэтов мог бы быть С.-Ж.П... Его язык, неиссякаемый источник образов, звучная и точная ритмика бесподобны...'. Далеко не все критики оценивают творчество С.-Ж.П. столь же высоко. Американский поэт и критик Говард Немеров замечает: 'Ориентиры' - это не только не великая, но даже не хорошая поэма'. В другой рецензии на 'Ориентиры' Джон Сьярди пишет: 'У Перса, безусловно, потрясающий музыкальный слух, однако я сомневаюсь, что эта поэма вызовет энтузиазм у английского читателя и в оригинале, и в переводе. Перс слишком статичен... действие слишком растянуто'. Сьярди ссылается на рецензию Х.У. Одена, в которой английский поэт утверждает, что С.-Ж.П. вполне заслуживает Нобелевской премии. 'Оден тоже отмечает статичность Перса, - продолжает Сьярди, - однако не придает этому значения. Оден, может быть, и прав. Я тоже не знаю, что можно было бы у Перса сократить, но сократить очень хочется'. В рецензии Одена, появившейся в 'Нью-Йорк тайме бук ревью' ('New York Times Book Review') от 27 июля 1958 г., содержится следующая оценка творчества С.-Ж.П. в целом: 'Когда листаешь поэмы С.-Ж.П., то приходишь к убеждению, что каждая из них - часть некоего огромного поэтического полотна. Он является одним из тех счастливых поэтов, которые рано открыли для себя свою музу и свой поэтический язык'.
Комментарии пользователей
|
|
|