Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Сивков Григорий Флегонтович

(Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, кандидат технических наук)

Комментарии для Сивков Григорий Флегонтович
Биография Сивков Григорий Флегонтович
(10 февраля 1921 года - ...)
Родился 10 февраля 1921 года в деревне Мартыново Пермской области. Отец - Флегонт Дмитриевич (1886-1968). Мать - Вера Федоровна (1890-1965). Супруга - Рябова Екатерина Васильевна, Герой Советского Союза (1921-1974). Супруга (по второму браку) - Доброленская Ольга Юрьевна (1956 г. рожд.). Дочери: Наталья (1947 г. рожд.), педагог, работает и живет с семьей в Германии; Ирина (1952 г. рожд.), геофизик, работает в Москве.

В декабре 1939 года после окончания авиатехникума Григорий прошел ускоренный курс Пермской летной школы, выпустился младшим лейтенантом и в октябре 1940 года прибыл во Львов в 202-ю корпусную эскадрилью. В апреле 1941 года эскадрилью перебазировали в Молдавию - в нескольких километрах от границы с Румынией.

В эскадрилье не было ни одного боевого самолета. Рядом стояла целая истребительная дивизия, на стоянках аэродрома поблескивали дюралью свеженькие "яки". Немецкие самолеты-разведчики постоянно нарушали границу, открыто облетывали приграничные районы, фотографировали объекты и безнаказанно возвращались на свои базы. Летчики сжимали кулаки, рвались в небо... О нарушениях воздушного пространства докладывали вышестоящему командованию, однако в ответ поступало строгое указание: "В бой не вступать, на провокации не отвечать!"

22 июня на рассвете капитан Никульшин поднял летчиков по тревоге. Это была шестерка По-2. Ясно, что рассчитывать этим "крыльям" в воздухе было не на что. Правда, в тот же день "безлошадный" пилот (он был прикомандирован к авиачасти) по приказу дежурного по аэродрому Сивкова сел в стоявший на полосе истребитель И-16, взлетел и в воздушном бою в районе аэродрома сбил фашистский бомбардировщик Хе-111.

В июле эскадрилья перелетела в учебно-тренировочный центр Южного фронта и стала переучиваться на новую технику - бомбардировщик СБ. Овладели новой машиной и снова пришлось переучиваться, теперь уже на Су-2. В результате переформирования Сивков оказался в Донбассе в 210-м ближне-бомбардировочном авиаполку.

Под Новый год 28 декабря 1941 года Григорий Сивков совершил первый боевой вылет. И пошла боевая работа! Полк совершал по три-четыре вылета в день. Бомбили скопления вражеской техники на железнодорожных станциях, артиллерийские позиции, колонны боевых машин на подходе к линии фронта.
Группы бомбардировщиков вели опытные летчики. В полку славились мастерством и отвагой два капитана - два Ивана - Сурай и Раубе. У них уже было до 100 боевых вылетов, на груди - ордена Красного Знамени. К весне 1942 года младший лейтенант Сивков совершил уже несколько десятков боевых вылетов. Его представили к ордену Красного Знамени, но не наградили, сказали: "Надо подождать..."

В апреле-мае летчики переучились на новый тип самолета - Ил-2. Обстановка на фронте резко обострилась. Гитлеровцы начали крупное наступление на харьковском направлении, в воздухе разгорелись ожесточенные схватки. 210-й штурмовой авиационный полк наносил удары по наземным целям. С первых вылетов на "иле" Сивков почувствовал значительное преимущество перед прежним самолетом: Ил-2 был вооружен двумя пушками, восемью "эрэсами", двумя пулеметами. Кроме того, экипаж мог взять 400 килограммов бомб. Эту мощь огня и обрушивали наши летчики на живую силу и технику противника.

Над Донбассом самолет Сивкова первый раз подбили. В воздухе забыл закрыть бронезаслонку, в бою вражеская пуля попала в маслопровод и перебила его. Давление масла упало до нуля. Летчик видел: мотор вот-вот откажет. Дотянул до своей территории, выбрал подходящую площадку и удачно сел. Пехота помогла: нашлись мастера, устранили пробоину, заправили бак маслом, и Сивков полетел на аэродром. Но мотор уже был поврежден и в воздухе отказал. Пришлось снова идти на вынужденную, опять сел удачно на шасси. И только на третьи сутки Григорий добрался на свой аэродром.

В майских боях 1942 года штурмовой полк совершил десятки боевых вылетов. Штурмовики нанесли большой урон противнику, но и сами потеряли треть боевого состава. Героически погибли отличные пилоты Евгений Мыльников, Павел Старцев, Игорь Сократов, близкий друг Сивкова - Иван Раубе. Потери боевых друзей не расслабляли летчиков, они сражались в небе с удвоенной яростью - и за себя, и за погибших...

Летом 1942 года 230-ю штурмовую авиадивизию перебросили на Северный Кавказ. Немцы стянули сюда большие силы и начали наступление, пытаясь прорваться в Закавказье - к бакинской и грозненской нефти. Эскадрилья Сивкова, как и все полки дивизии, наносила штурмовые удары по переднему краю и тылам противника. Вылетали девятками и целыми полками. Вместе с сухопутными войсками летчики дивизии, других авиачастей сорвали наступление гитлеровцев в районе Орджоникидзе. Враг в Закавказье не прошел.

В боях на Северном Кавказе не раз отличался экипаж Григория Сивкова. Осенью 1942 года лейтенант Сивков получил орден Красного Знамени и стал заместителем командира эскадрильи. Полк за образцовое выполнение боевых заданий наградили орденом Красного Знамени. Командиром полка стал гвардии подполковник Николай Зуб. Он воевал добровольцем в Китае и Испании, участвовал в войне с Финляндией в 1939-1940 годах. Имел несколько орденов Красного Знамени, на его счету было более 100 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.

Сивков и другие летчики многое переняли у своего командира. Он предложил и внедрил в полку новую тактику борьбы с вражескими истребителями. При их появлении и атаке наши "илы" перестраивали боевой порядок, вставали в круг так, чтобы "мессеры" не могли зайти им с хвоста (тогда на "илах" еще не было хвостовой защиты - воздушного стрелка). Идущий сзади по кругу прикрывал ведущего. Немецкие истребители на риск не шли, отваливали от замкнутого круга штурмовиков, а те быстро перестраивались в клин и продолжали идти заданным курсом на цель.

1943 год для Григория Сивкова прошел в непрерывных боях. В районе Изюма он получил ранение в голову. В шоке, не видя приборов, переворотом вышел из боя, пришел в себя у самой земли. Сел, "перепрыгнув" через наши окопы. Медики перевязали, сообщили в полк, за Сивковым прилетел пилот его эскадрильи Александр Гуржиев.
На Кубани полк участвовал в прорыве немецкой Голубой линии. По нескольку раз в день большими группами вылетали на штурмовку под прикрытием истребителей. 17 сентября 1943 года комэск Сивков вел четверку самолетов в сторону Керченского пролива. На высоте прошли над линией фронта, вышли на цель - вражеские эшелоны на железнодорожной станции. Ведущий Сивков зашел на цель первым, высыпал весь запас бомб - 150 штук, вторым заходом выпустил по эшелону "эрэсы". Немецкие зенитки весь огонь сосредоточили по ведущему. Попали в мотор, в форточку полетели брызги горячей воды. Сивков понял: у него осталось не более пяти минут... Вышел из боя, но пошел не на восток к своим - все равно не дотянешь, а на север, в сторону Кубани, где в плавнях, в высоком тростнике можно укрыться от немцев. За командиром шли два штурмовика - Николай Калинин и Саша Марков.

Сивков сел "на брюхо", сделав коридор в тростнике. Рядом сел Калинин, а самолет Маркова оставался в небе для прикрытия своих с воздуха. Марков увидел, как в сторону самолетов вдоль реки мчится автомобиль с немецкими автоматчиками. Огнем из пулемета пилот отсек машину. В это время Сивков перешел в кабину штурмовика Калинина, и они взлетели, успев поджечь оставленный поврежденный самолет. Так парой и ушли отважные пилоты из-под носа врага...
За подвиг и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Григорию Сивкову и Николаю Калинину присвоено звание Героя Советского Союза. Этого звания удостоился и командир полка Николай Зуб, но уже после того, как героически погиб при штурмовке вражеских позиций.
Росло число боевых вылетов Сивкова. После Будапештской операции их было уже более 100, а к концу войны достигло 186. Войну Григорий закончил штурманом полка в Австрии, под Веной. В августе 1945 года в Кремле отважному соколу вручили вторую Золотую Звезду Героя.
210-й штурмовой авиационный полк стал называться Краснознаменным ордена Кутузова III степени Севастопольским полком.
После войны Григорий Флегонтович окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского (1952), был преподавателем, старшим преподавателем, 13 лет возглавлял кафедру. Продолжает работать в академии старшим научным сотрудником. Кандидат технических наук Г.Ф. Сивков - автор 70 научных работ, в соавторстве опубликовал 4 учебника.
Дважды Герой Советского Союза Г.Ф. Сивков награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, рядом орденов иностранных государств, многими медалями. На родине, в деревне Мартыново на Урале, установлен его бронзовый бюст как дважды Герою.
Живет в Москве.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
СИВКОВ Григорий Флегонтович
СИВКОВ Григорий Флегонтович
ГРИГОРИЙ (Gregorius)
ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН, СВ.

Новости по темеСивков Григорий Флегонтович:
Сивков Григорий Флегонтович, фото, биография
Сивков Григорий Флегонтович, фото, биография Сивков Григорий Флегонтович Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь