САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна(Актриса)
Фото Галерея САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна (4)
Комментарии для САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна
Биография САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна
Людмила Савельева родилась 24 января 1942 года в Ленинграде во время блокады. В 1962 году она окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране. В 1964 году была сделана экранизация балета 'Спящая красавица', в котором она принимала участие. Однако здесь внес свои изменения в планы Людмилы случай:
Наташа Ростова
На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма 'Война и мир'. Людмилу, не имевшую совершенно никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы. Ей предстояло сыграть, ни много ни мало, саму Наташу Ростову.
На роль Наташи Ростовой пробовалось много актрис, среди которых были: Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева.... Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, как он признавался: 'Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и 'не Наташей' показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа'.
Предложенную сцену Людмила Савельева зачитала как-то невразумительно. Но видимо все же что-то Сергея Бондарчука зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день.
Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы и волю в кулак, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась.
Людмила Михайловна вспоминает: 'А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не черные, как у героини романа, а синие... И вообще какой-то гадкий утенок... Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и все получилось'.
Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось уже после первой пробы, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.
О своих впечатлениях от работы с легендарным режиссером Людмила Михайловна рассказывает: 'Сергей Федорович создал такую атмосферу, что мне казалось: я действительно сама все делаю. Пробовалась я очень долго, с разными актерами. Последняя проба оказалась самой сложной - нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать. В горле пересохло... Я пробовалась тогда с замечательным актером Иннокентием Смоктуновским, он мне подыгрывал. Когда я произнесла фразу "Год, неужели целый год?", то вдруг увидела - по лицу Смоктуновского катятся слезы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актерское братство. Смоктуновского в то время уже утвердили на Гамлета, и он не мог играть Андрея Болконского, на которого пробовался, но интересовался, как у нас идут дела, и здорово помог мне'.
Наша Одри Хепберн
Съемки фильма "Война и мир" продолжались несколько лет. Интерес к нему был огромен - еще не закончились съемки, но фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение. В картине был задействован весь цвет советского кино: Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Олег Ефремов, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Владислав Стржельчик, Олег Табаков, Ирина Скобцева. Снялся и сам режиссер, сыграв Пьера Безухова. Не затерялась в этой звездной компании и Людмила Савельева.
Надо сказать, что когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене. Однако долго это не могло продолжаться. Закончилось это 'раздвоение' физическим истощением. Девушка стала падать в обмороки и на уроках классики, и на съемочной площадке. И тогда она решила оставить балет. Позже у нее спрашивали - не жалеет ли она об этом, ведь вполне возможно, что в балете ее ждала блестящая карьера. 'Поначалу, может быть, и жалела, - признается актриса. - А когда окончательно "вросла" в Наташу, все в моей судьбе решилось'.
Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф - жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден 'Оскар'.
Была отмечена и работа Савельевой. На Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды - за лучший дебют и приз зрительских симпатий. Но самое главное - это неподдельная любовь зрителей всего мира. Один факт - во Франции после выхода картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей Наташами.
Здесь стоит отметить тот факт, что немногим раньше американцы экранизировали роман 'Война и мир'. Наташу Ростову в той картине прекрасно сыграла Одри Хепберн, и представить другую актрису в этой роли никто не мог. Но, после того как зритель увидел Людмилу Савельеву, сомнений не осталось: русская Наташа затмила всех и вся.
Брак
Покинув театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой театра-студии киноактера.
В те же годы изменилась и личная жизнь актрисы. Она вышла замуж за Александра Збруева, который к тому времени уже приобрел известность благодаря фильмам 'Мой младший брат' и 'Два билета на дневной сеанс'. Для Збруева это был второй брак. Первой его женой была актриса Валентина Малявина.
1970 год
Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет. Возникает естественный вопрос - неужели не было предложений со стороны режиссеров? Людмила Михайловна рассказывает: 'Предложениями засыпали. Но для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками "Войны и мира" под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то поделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу'.
Ей повезло. Режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме "Бег" по Михаилу Булгакову. Съемки происходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм. Посмотрев отснятый материал, она заплакала и сказала, что Михаил Афанасьевич был бы доволен. Для Людмилы Савельевой это было высшей оценкой проделанной работы.
В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика 'Чайка'. Фильм был отмечен Призом 'Серебряный Хьюго' за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.
Стоит упомянуть и еще об одной работе Людмилы Савельевой. В 1970 году она снялась в французско-итальянской мелодраме 'Подсолнухи'. Молодой актрисе выпало сниматься вместе с несравненными Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. И хотя эту картину вряд ли можно назвать большой удачей, опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами бесценен.
В заключении следует отметить, что 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.
70-е - 80-е годы
Как уже стало понятно, Людмила Савельева серьезно подходила к выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку,она не собиралась ее снижать. Вероятно, поэтому в ее биографии так мало фильмов. В 70-е годы вообще можно отметить лишь два. В 1973 году она вместе с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом фильме Владимира Вайнштока 'Всадник без головы'. Четыре года спустя Савельева сыграла главную роль в советско-болгарском историческом фильме 'Юлия Вревская', рассказывающем о драматической судьбе замечательной русской женщины - графини Юлии Петровны Вревской, вложившей все свои средства в организацию добровольческого санитарного отряда в период русско-турецкой войны.
Немного чаще Савельева снималась в 80-е годы. Вместе со своим мужем Александром Збруевым она сыграла в героико-приключенческом фильме Георгия Николаенко 'Шел четвертый год войны' и психологической драме Константина Худякова 'Успех'. Из других работ тех лет самой заметной является главная роль в психологической драме Виталия Кольцова 'Нам не дано предугадать'.
Личная жизнь
С начала 90-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься в кино. А спустя несколько лет начали распространяться слухи о том, что многолетний брак Александра Збруева с Людмилой Савельевой распался. Артиста стали все чаще видеть в обществе другой женщины. Сам он от любых расспросов на этот счет категорически уходил, заявляя 'Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю ни о жене, ни о дочери'. Не очень то распространялась на эту тему и Людмила Савельева.
Зато бывшая жена Збруева Валентина Малявина летом 1997 года заявила: 'Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены, и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются...'
Как бы то ни было, супруги по-прежнему живут вместе.
Возвращение в кинематограф
После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова 'Тайна Нардо, или Сон белой собаки'. После этого последовали главная роль в драме Сергея Соловьева 'Нежный возраст', и роль в картине все того же Владимира Наумова 'Часы без стрелок'.
Несколько слов в заключение
За всю свою жизнь Людмиле Савельевой так и не пришлось играть так называемые отрицательные роли - злодеек и стерв. Объясняя это, Людмила Михайловна приводит слова Фаины Раневской: 'Когда Фаину Раневскую спросили, почему она так мало играет в кино и в театре, она ответила, что вообще не играет. "Я живу на сцене, я ставлю себя в такие обстоятельства, в которые попадает моя героиня", - сказала она. Мне это очень понятно. Так играть очень непросто, потому что сильно тратишь себя. Действительно, никогда не играла стерв. Да я и по жизни не выплескиваю свои эмоции'.
О том, какая она в обыденной жизни, Савельева говорит: 'К быту я не приспособлена с детства. Дома меня звали баронессой. Люблю, чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть не могу готовить. Слава Богу, мои родные в этом отношении непритязательны. Иногда просматриваю женские журналы - все так красиво: изумительные пирожки, тортики. Но у меня они не получаются. Мой муж, Александр Збруев, любит жареную картошку с тушенкой. Будь моя воля, ела бы одни бутерброды. А вот без книг жить не могу. И в творческой жизни вроде бы все пока нормально. Недавно снялась у Владимира Наумова и у Сергея Соловьева. Но иногда бывает страшно - что дальше, неизвестно. Вдруг больше ничего не удастся сыграть?..'
Фильмография:
1964 Спящая красавица 1965-1967 Война и мир 1970 Бег 1970 Подсолнухи (Италия-Франция) 1970 Чайка 1973 Всадник без головы 1977 Юлия Вревская 1981 С вечера до полудня 1981 Шляпа 1983 Шел четвертый год войны 1984 Нам не дано предугадать 1984 Успех 1986 Чужая Белая и Рябой 1989 Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви 1999 Тайна Нардо, или Сон белой собаки 2000 Нежный возраст 2000 Сергей Бондарчук - персонаж фильма 2001 Часы без стрелок
Фото САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна
|
Фото САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна
|
Комментарии пользователей
|
|
|