(1902-1973) - англ. исследователь социальной антропологии, особенно известный своими классич. исследованиями афр. культур. Изучал совр.
историю в Оксфорде (1921-24), получил степень д-ра философии в Лондон.
Школе экономики (1927). Преподавал в Оксфорде (1928-40) и проводил многочисл. полевые исследования в Юж. Судане. Проф. социологии в ун-те Фуада [ в Каире (1932-34). В 1946-70 проф. социальной антропологии в Оксфорде; проректор ун-та (1963-65). В 1971 возведен в рыцарское звание. Осн.
работы: 'Колдовство, магия и оракулы уазанде' (1937), 'Нуэр' (1940), 'Очерки
по социальной антропологии' (1962).
Обычно Э.-П. причисляют к структурно-функциональной
школе антропологии, однако анализ его
работ показывает его существ, расхождения со столпами этого направления Радклифф- Брауном и Малиновским. Испытав значит, влияние франц. социол.
школы и англ. антропологов-функционалистов, он в целом разделял основы их подхода к изучению об-ва и внес немалый вклад в развитие структурно-функциональной традиции своими исследованиями родства и
религии. Однако он рассматривал социальную антропологию как преимущественно гуманистич. и описат. дисциплину, осн. задачей к-
рой является интерпретация и достижение адекватного понимания других культур, а не формулировка
законов и социальных теорий. Будучи приверженцем эмпиризма, он в антропологии отдавал приоритет полевой этнографической
работе и сам проводил интенсивные полевые исследования, гл. обр. в Юж. Судане, собрав обширный этногр. материал о народностях азанде, нуэр, ануак, луо, шиллук, бедуинах Ливии и т.д. Э.-П. считал, что теор. обобщения могут быть сделаны лишь в рез-те накопления большого фактич. материала, обеспечивающего достаточную базу для обоснованных сравнен
ий и выводов. Получив
истор. образование, Э.-П., в отличие от Радклифф-Брауна, выступавшего против использования
истор. данных в структурном анализе об-в, считал, что антропология должна быть тесно связана с
историей. Он внес весомый вклад в развитие
истор. антропологии: он не только возродил интерес антропологов к устно передаваемой
истории, но и сам эффективно совмещал этногр. наблюдения с изучением событий во времени, используя в исследованиях устные и архивные источники.
Темы исследований Э.-П. отражают многогранность и широту научных интересов: магия и
религия; родство и брак (он внес большой вклад в разработку теории линиджа, исследовав ацефальные линиджи у нуэр); полит. системы афр. племен и их связь с системами родства и религ. верованиями; восприятие времени и пространства и его связь с разл. аспектами социального опыта; танец и его функции в примитивных об-вах; социальные функции ритуальной непристойности; институт отцовства; термины обращений; девиантное
сексуальное поведение; каннибализм; ономатопея и т.д. Особенно
велик вклад Э.-П. в изучение магии. В исследовании магии у азанде он показал, что идеи, лежащие в основе магии, по-своему рациональны и тесно связаны с повседневным социальным опытом, и что они могут быть подвергнуты критике не в большей степени, чем любые другие философские или
религиозные убеждения. Он утверждал, что внешне 'иррациональные' экзотич. верования всегда имеют внутр. рац. смысл в пределах опыта того или иного об-ва, и наоборот, каждое об-во обладает фундаментальными экзистенциальными верованиями, стоящими вне рац. логики науки.
В поздний период жизни Э.-П. много преподавал, покровительствовал многочисл. полевым исследованиям в разных районах мира, много сделал для популяризации франц. социол. классики, поощряя публикацию переводов, участвовал в основании Оксфорд, б-ки афр. культуры.