БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг(Американский социолог, культуролог и философ)
Комментарии для БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг
Биография БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг
(р. 1929) - амер. социолог, культуролог и философ, один из ведущих представителей феноменологич. социологии знания, проф., директор Ин-та экон. культуры Бостонского ун-та. Область науч. исследований - история и философия религии, антропология, обширная сфера культурных реальностей, истолкованных через призму социологии познания. В работах 'Шум торжественных ассамблей' (1961), 'Амбивалентное видение' (1961), 'Лицом к современности. Очерки по проблемам об-ва, политики и религии' (1977) Б. проводит культурологич. различие между церковной религиозностью и нетрадиц. верой. Высоко оценивая феномен веры в созидании культуры, Б. выступает против секуляризации совр. обществ. сознания, критикует концепции 'смерти Бога' и 'постхристианской эры', утверждая, что секуляризованные мировоззрения не в состоянии ответить на коренные вопросы человеч. существования.
Значит, место в культурологии Б. уделено обоснованию социол. знания, его специфики и предназначения. В книге 'Введение в социологию' (1963) Б. раскрыл взаимосвязь между 'человеком в об-ве' и 'об-вом в человеке'. Оценивая социологию как форму сознания, Б. раскрывает обществ, жизнь как драму, обосновывая вместе с тем гуманистич. перспективу развития культуры.
Многие социальные проблемы Б. трактует прежде всего через культурную антропологию. Так, абсурдной в антропол. смысле оказывается идея 'перманентной революции', кит. 'культурная революция'. Радикальность и консерватизм социологии можно уподобить, следовательно, позиции человека, к-рый думает смело, но действует осторожно, сознавая свою свободу и ее границы.
По мнению Б., предшественником социологии познания явился историцизм в его дильтеевском варианте. Значит, внимание Б. уделил реификации социальной реальности, т.е. представлению о социальных феноменах как о 'вещах'; разрабатывал феноменолог. версию социологии знания (совм. с Т. Лукманом).
Критикуя традиц. учения, занимающиеся анализом лишь теор. знания, он обратил внимание исследователей на обыденное, дотеоретическое знание. Интерпретативная социология Б. настаивает на уважении к идеалам и верованиям людей как некоей социокультурной реальности. Б. уделяет значит, внимание пониманию как методу постижения культурных феноменов и интерпретации разл. смыслов, значимых в их повседневной жизни.
Б. выступил также как социальный мыслитель, изучающий причины культурных мутаций в об-ве. В трудах 'Сознание вне очага' (1973), 'Пирамиды жертв' (1975), 'Лицом к современности' (1977), 'Капиталистич. революция' (1986), 'Восточно-азиатская перспектива' он рассматривает соотношение обществ, и культурных факторов в общей динамике истории, сопоставляет социальные и культурные циклы, выявляет механизмы модернизации, т.е. преображения об-ва по зап. стандарту. Спектр культуролог, интересов Б. весьма широк.
Комментарии пользователей
|
|
|