(р. 1920) - япон. психиатр, один из виднейших представителей психоаналитического направления в япон. культурологии. Выпускник Токийского ун-та,
ученик основателя япон. психоаналитич. школы Хэйсаку Косава (1897-1968). Психиатрию и психоанализ изучал также в США. Проф. Токийского ун-та. Д. принадлежит одна из наиболее известных и популярных в японоведении культурологии, концепций - теория 'амаэ'. 'Амаэ' - психол. ориентация на зависимость, на снисходит,
отношение к человеку, на вседозволенность в его поведении в надежде на то, что все слабости и просчеты будут прощены другим человеком - объектом 'амаэ'. Поведение человека из мира 'амаэ' подобно поведению
ребенка, ищущего постоянной поддержки у своих родителей, в первую очередь у матери, и в то же время полагающегося на их снисходительность и благожелательность. 'Амаэ' в общем соответствует понятиям 'первичной любви' или 'пассивной любви к объекту', введенных британ. психоаналитиком М. Балинтом. Однако в зап. культурах не оформлено отчетливо осознание различий активной и пассивной форм любви, в частности, оно не нашло своего отражения и в языках этих культур. Хотя явления, аналогичные 'амаэ', можно обнаружить в
психологии и поведении зап. человека, их присутствие не столь очевидно, как у японцев. В отличие от зап. человека, ориентированного на независимость, японец стремится к зависимости ('амаэ'), жаждет и ищет ее. По мнению Д., 'амаэ' - ключевое понятие не только для характеристики япон. менталитета, но и структуры япон. об-ва в целом. Это об-во с его вертикальной иерархич. структурой
отношений (концепция 'татэ сякай', предложенная япон. социоантропологом Т. Наканэ) требует 'амаэ'.
Психологический прототип 'амаэ' -
отношения матери и
ребенка, начавшего осознавать отдельное существование от нее. 'Амаэ' можно считать психол. попыткой преодоления этого отделения и его сублимации за счет стремления к ассимиляции и идентификации с другими. Эта
психология пронизывает всю жизнь японца, попытки ее разрушения вызывают стрессы и неврозы. В япон. яз., в отличие от других, много слов и выражений, отражающих феномен 'амаэ'. Его проявления закреплены и в особенностях япон. социальных
отношений с доминированием в них чувства долга ('гири'), стыда ('ханзи') и вины ('цуми'), в замкнутом иерархич. характере япон. группизма, в худож. культуре, в идеологии.
Успех теории 'амаэ', имевшей широкий резонанс и в Японии, и на Западе, способствовал росту интереса к психоаналитич. интерпретациям япон. культуры, сформировавшим в наст. время целое направление в япон. культурологии, виднейшими представителями к-рого, наряду с Д., являются X. Каваи, К. Оконоги.