ЛИНТОН (Linton) Ральф(Американский антрополог)
Комментарии для ЛИНТОН (Linton) Ральф
Биография ЛИНТОН (Linton) Ральф
(1893-1953) ~ амер. антрополог, один из лидеров амер. культурной антропологии вт. четв. 20 в. Начал свою профессиональную карьеру в качестве археолога, участвовал в археолог, экспедициях в юго-зап. районы США и в Гватемалу (1912, 1913, 1916, 1919). В 1920-22 провел полевое исследование на соискание докт. степени на Маркизских о-вах (Полинезия); под влиянием этой экспедиции произошла переориентация научных интересов Л. на культурную антропологию. В 1925 он получил докт. степень в Гарвард. ун-те, после чего в одиночку совершил экспедицию в Вост. Африку и на Мадагаскар (1925-27). Работал в унте штата Висконсин (1928-37), Колумбийском (1937-46) и Йельском (1946-53) ун-тах. Его осн. работа 'Изучение человека' (1936) была попыткой достичь синтеза антропологии, психологии и социологии в рамках единой дисциплины, изучающей челов. поведение во всей его полноте. В этой работе культура понималась как совокупность форм поведения, общих для большинства членов об-ва и усваиваемых ими в процессе обучения. Культура разделялась на 'внешнюю' (доступные наблюдению поведенч. аспекты культуры) и 'скрытую' (установки, эмоции, ценности и т.д., лежащие в основе культурного поведения). Для анализа социальных явлений и процессов Л. разработал концепцию статусов и ролей, оказавшую большое влияние на структурно-функциональную социологию и этнологию в США. Статус (или позиция) понимался как структурная единица и определялся как место индивида в социальной структуре, характеризующееся совокупностью опр. прав и обязанностей; статус может быть предписан индивиду от рождения (напр., в кастовой системе) или достигаться усилиями индивида. Роль определялась как 'динамич. аспект статуса': 'Индивиду социально предписан опр. статус, и он занимает его по отношению к другим статусам. Когда он принимает права и обязанности, конституирующие статус, и приводит их в действие, он выполняет роль'. Данное Л. определение роли признано классическим; последующая его разработка связана с именами Парсонса, Т. Ньюкомба и др. Л. разграничил два типа ролей: 'актуальные' (фактически выполняемые) и 'идеальные' (нормативные культурные паттерны, на к-рые должно быть ориентировано поведение в данном статусе). Целостная совокупность идеальных ролей образует социальную систему.
В 1937-45 Л. сотрудничал с Кардинером. Итогом их сотрудничества была разработка концепции 'базисных типов личности'. Считая ее недостаточной, Л. в книге 'Культурные основания личности' (1945) разработал концепцию 'статусной личности', развивающую теорию 'базисных типов личности'. С его т.зр., совокупность стандартизированных ролей, культурно закрепленных в об-ве заданным статусом, порождает 'статусную личность', или опр. конфигурацию личности, свойственную в данном об-ве большинству индивидов, занимающих данный статус. Общие элементы статусных личностей того или иного об-ва рассматривались как базисный тип личности данного об-ва.
В последних работах Л., опубликованных посмертно, - 'Древо культуры' (1955) и 'Культура и психич. нарушения' (1956), - рассматривались проблемы, связанные с биол. основами культурного поведения, отклонениями от 'базисного типа личности', с существованием универсальных ценностей, общих для всех культур
Комментарии пользователей
|
Ангел для ЛИНТОН (Linton) Ральф |
о работах в антропологии конкретно ничерта нет, а очень надо! |
|
|