Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СТРУГАЧЕВ СеменСТРУГАЧЕВ Семен
Муренин Николай ВладимировичМуренин Николай Владимирович
БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
ГАРДЕН Артур
Фернандо Колунга ОливаресФернандо Колунга Оливарес
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео

(Немецкий этнограф, африканист)

Комментарии для ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео
Биография ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео
(1873-1938) - нем. этнограф, африканист. Работая научно-техн. работником Бремен, музея, заинтересовался культурами народов Африки, неск. лет изучал их по музейным коллекциям и лит-ре; издал кн. 'Происхождение афр. культур' (1898), сразу поставившую его в ряд крупнейших африканистов. В 1904 ему удалось, собрав средства, совершить свою первую экспедицию в Африку (в бассейн р. Касаи и Нижнего Конго). За ней последовало 11 экспедиций большого масштаба, в ходе к-рых был собран огромный материал по археологии, культуре и истории народов Африки. С 1925 Ф. обосновался во Франкфурте-на-Майне; создал там Исследоват. ин-т по морфологии культуры (в 1946 переименован в Ин-т Фробениуса). Ф. - талантливый организатор науки, поднявший африканистику на новую, более высокую ступень развития.
Уже в 'Происхождении афр. культур' Ф. впервые в этногр. практике ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к книге, до сих пор представляет несомненную научную ценность. Ф. в этой работе предпринял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции-('круги'), каждая из к-рых характеризовалась наличием ряда признаков, гл. обр. из сферы материальной культуры. Наряду с Ратцелем Ф. был основоположником концепции культурных кругов, к-рая в дальнейшем была подхвачена Ф. Гребнером, Б. Анкерманом и получила широкое распространение. Но в отличие от последних Ф. понимал культурный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Выделив 'зап.-афр. культурный круг', Ф. обратил внимание на поразит, сходство многих его черт с культурой Новой Гвинеи и др. областей Меланезии. Приписывая этой культуре происхождение из Юго-Вост. Азии, он назвал ее 'малайско-нигритской'. По Ф., в Африке было еще две 'азиат.' культуры: более ранняя 'индийская', оказавшая большое влияние на Сев. и Сев.-Вост. Африку, и более поздняя 'семитическая', в какой-то степени сказавшаяся на Сев. Африке. Под всеми этими 'чужеземными' культурами скрывалась сохранившаяся лишь в обломках древнейшая 'нигритская' культура, общая с культурой Австралии и самыми древними слоями океанийских культур. Из смешения этой культуры с 'малайско-нигритской' и 'азиатской' родилась принципиально новая, специфичная только для данного континента 'афр. культура'.

Т. о., Ф. создал новый, противостоящий эволюционизму, подход к этногр. материалу, к-рый получил название диффузионизма. Согласно этому взгляду, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в рез-те соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.

Развивая идею целостности культур, Ф. пришел к выводу, что каждая из них представляет собой особое органич. существо. 'Я утверждаю, - писал он, - что каждая культура развивается как живые организмы, она, следовательно, переживает рождение, детство, зрелый возраст и старость и, наконец, умирает'. Понятие об-ва в концепции Ф. отсутствует. Поэтому культура никак не может выступать у него как продукт об-ва, она не создается ни людьми, ни народами. Не культура - продукт людей, а, скорее, наоборот, люди суть продукты культуры. 'Весь процесс развития культуры проявляется в своей истинной независимости от человека... Культура растет сама по себе, без человека, без народа'. Люди - всего лишь носители, точнее, носильщики культур, не более. У Ф. нет какой-либо опр. концепции всемирной истории, базирующейся на понятии локальной культуры. Но несомненно влияние изложенных выше взглядов Ф. на истор. построения Шпенглера.

Развивая свою 'морфологию культуры', Ф. выделяет в ней 'анатомию культуры' и 'физиологию культуры', наделяет культуры полом, а затем и особого рода душой, к-рую он именует 'пайдеума'. Применение этих новых концептуальных построений к анализу конкр. культур, прежде всего Африки, ведет к тому, что его схемы все больше расходятся с действительностью. В Африке он выделяет 'теллурич.' и 'хтонич.' культуры: первая как бы стремится вверх, а второй присуще стремление зарыться в землю и т. п.

Работам Ф. присущи явные противоречия. Хотя его концепция исключала признание стадий развития, единых для всего человечества, он то и дело пытается создать общую периодизацию мировой истории. Согласно одной из них, в истории человечества выделяются четыре стадии: детство, для к-рого характерны демонология и мифол. культуры; юность - эпоха возникновения великих религий (зороастризма, буддизма и т. п.); зрелость - время возникновения философии, разрушившей гармонию между человеком и миром; старость - эпоха науки и техники, время материализма индустриальных об-в.

В кн. 'Власть судьбы' Ф. развивает идеи, созвучные с нацистскими. Во втором издании книги (1938) он приветствует 'нем. революцию' (т. е. гитлеровский переворот), положившую начало 'обновлению' Германии.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
РАТЦЕЛЬ (Ratzel) Фридрих

Новости по темеФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео:
ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео, фото, биография
ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео, фото, биография ФРОБЕНИУС (Frobenius) Лео Немецкий этнограф, африканист, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь