АРХИПОВА Ирина Константиновна(Народная артистка СССР)
Фото Галерея АРХИПОВА Ирина Константиновна (27)
Комментарии для АРХИПОВА Ирина Константиновна
Биография АРХИПОВА Ирина Константиновна
Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Отец - Ветошкин Константин Иванович. Мать - Евдокия Ефимовна, родилась в селе Николаевка Воронежской губернии.
Отец Ирины Архиповой родом из Белоруссии. Он был из семьи потомственных железнодорожных рабочих, владевших своим ремеслом глубоко и серьезно. Трудовые традиции семьи Ветошкиных, стремление к знаниям привели его в 20-х годах в Москву, в институт инженеров железнодорожного транспорта. Впоследствии Константин Иванович стал крупным специалистом в области строительства. В Москве участвовал в возведении зданий Библиотеки им. Ленина и Дворца Советов. Был очень музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, но, в отличие от своей супруги, Евдокии Ефимовны, в семье которой петь умели все, был лишен певческого голоса. Дед по матери, Ефим Иванович, обладал недюжинным музыкальным талантом и прекрасным голосом (бас-баритон), всю жизнь пел на сельских праздниках, в церкви. Одно время руководил колхозным хором. По приезде в Москву Евдокия Ефимовна прошла прослушивание в хор Большого театра, но ее муж, Ветошкин Константин Иванович, не позволил ей работать там.
Видя музыкальный талант дочери, Константин Иванович решил отдать Ирину учиться музыке по классу фортепиано. Она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но из-за внезапной болезни учиться ей там не пришлось. Позже, чтобы наверстать упущенное, Ирина поступила в школу имени Гнесиных. Ее первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева. Через полтора года Ирина перешла к Ольге Фабиановне Гнесиной. Параллельно с занятиями на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.
Однако в семье не было сомнений: будущее Ирины - архитектура. В 1941 году она окончила 9 класс и началась война, которая во многом повлияла на выбор профессии. Осенью семья эвакуировалась в Ташкент. В 1942 году, окончив в Ташкенте школу, Ирина поступила в архитектурный институт (МАРХИ), который находился также в эвакуации в Ташкенте. Экзамен по рисунку и черчению Ирина сдала с оценкой 'отлично N1'.
В Ташкенте она возобновила занятия музыкой, и там же, в архитектурном институте, состоялось ее первое публичное выступление. Ирина исполнила романс Полины. В 1944 году, когда институт вернулся из эвакуации в Москву, она решилась выступить еще раз. Со временем эти концерты стали неотъемлемой частью ее студенческого быта.
Часто, отвечая на вопрос как она стала певицей, Ирина Константиновна говорит: "Окончила Архитектурный институт". Нелогичность такого ответа чисто внешняя, так как архитектурный институт, помимо широкого образования, эрудиции, кругозора, представления и ощущения пространства, чувства стиля, формы, композиции, давал и довольно серьезное музыкальное воспитание. В стенах института музыка пользовалась большим уважением. И педагоги, и студенты были заядлыми театралами.
В 1945 году 'отец архитектуры', знаменитый академик Иван Владиславович Жолтовский пригласил Надежду Матвеевну Малышеву в МАРХИ вести вокальный кружок, в который и поступила Ирина Архипова. До этого Надежда Матвеевна работала концертмейстером у известного вокального педагога Г.Адена. С этого момента началась новая полоса в жизни Ирины, которая привела ее в оперный театр и на концертную эстраду. Именно с этого момента и начинается ее творческая (певческая) биография.
В этом вокальном кружке началось серьезное знакомство будущей певицы с романсовой и оперной литературой. Интересно, что во время занятий над Хабанерой из оперы "Кармен" Ж.Бизе Н.М.Малышева предложила свою трактовку образа Кармен - чистой, свободной, дикой, - которая нашла отклик в душе Ирины и впоследствии стала краеугольным камнем в исполнении Архиповой всей партии. Через несколько месяцев после начала занятий состоялись ее первые вокальные вечера в архитектурном.
Занимаясь пением, делая успехи в концертах вокального кружка и его вечерах, И.К.Архипова, тем не менее, продолжала готовиться к работе архитектора и настойчиво работала над дипломным проектом под руководством профессора М.О.Барщ, преподавателей Г.Д.Константиновского и Н.П.Сукоянца и архитектора Л.С.Залесской. Его темой являлась планировка центра города Ставрополя и парка на Комсомольской горке с музеем-монументом в память павших в Великой Отечественной войне.
Защитив на "отлично" диплом и успешно окончив институт, в 1948 году Ирина Архипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую ЦВП, где она занималась проектированием жилых домов на Ярославском шоссе. В это время в мастерской Дворца Советов группа архитекторов под руководством Л.В.Руднева вела проектирование комплекса Московского Государственного университета им.М.В.Ломоносова на Воробьевых горах. Проектирование служебных построек комплекса было передано Л.В.Рудневым ЦВП, из которых гараж, типография и химлаборатория были поручены Ирине Архиповой, и эта работа была успешно выполнена ею. Архитектор Ирина Архипова - автор проекта здания Московского финансового института на проспекте Мира.
В том же 1948 году, узнав, что в Московской консерватории открылось вечернее отделение, Ирина, продолжая работать архитектором, поступила на первый курс в класс Народного артиста РСФСР Л.Савранского.
В марте 1951 г. студентка 3-го курса Московской консерватории и архитектор Военпроекта Министерства обороны Ирина Архипова дебютировала на московском радио для Италии. Она рассказала слушателям о своей семье, исполнила гимн Молинелли и русскую народную песню "Ох, долга ты, ночь".
К 5-му курсу стало очевидно, что нужно окончательно определяться с профессией. К занятиям в консерватории прибавились спектакли в оперной студии, работа над камерным репертуаром, участие в концертах. Ирина Архипова решила взять отпуск, перейти на дневное отделение, окончить консерваторию и там посмотреть, что получится.
Во время работы над дипломной программой, в которую была включена ария из "Мессы" И.С.Баха, Ирина Архипова репетировала в Большом Зале консерватории с Гарри Гродбергом, игравшим на знаменитом органе. С той поры в биографии профессиональной певицы появилась линия органной музыки. Она пела впоследствии с органистом М.Ройзманом, И.Браудо, П.Сиполниексом, О.Цинтынем, О.Янченко. Выступала в органных залах филармоний Минска, Москвы, Ленинграда, Киева, Кишинева, Свердловска и многих других городов нашей страны. Записала пластинку органной музыки в знаменитом Домском Соборе в Риге, Кафедральном Соборе Вильнюса, польском костеле в Киеве и т.д.
Блестяще выступив на дипломном концерте и с отличием сдав Государственные экзамены, Ирина Архипова поступила в аспирантуру, но на пробе в труппу Большого театра она не понравилась и ее не взяли. В аспирантуре она занималась сначала в классе Ф.С.Петровой, потом по камерному пению - у А.В.Доливо, и все эти годы она не порывала с Н.М Малышевой.
Еще во время занятий в консерватории все были убеждены, что Ирине Архиповой суждено стать, в первую очередь, оперной певицей. В ее репертуаре уже тогда стояли сложные оперные партии. Ее нередко приглашали принять участие в самых престижных концертах с участием признанных мастеров-вокалистов. 1 марта 1954 г. она приняла участие в концерте в Краснознаменном зале ЦДСА, где Ирина Архипова выступала вместе с И.С.Козловским, А.П.Огнивцевым, Л.А.Руслановой, А.П.Зуевой, В.А.Поповым. В апреле 1954 г. Ирину Архипову пригласили принять участие в комедии "Мещанин во дворянстве", которую привез в СССР парижский театр "Комеди франсез". Она с успехом спела все спектакли в Москве и Ленинграде на французском языке и вновь пробовалась в Большой театр, но ее опять не взяли.
Тогда в 1954 г. И.Архипова перевелась на заочное отделение аспирантуры вокального факультета и уехала в Свердловск, где проработала всю зиму 1954-1955 гг. в театре оперы и балета. В 1955 г. Ирина Архипова одержала победу на международном конкурсе вокалистов на Пятом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, который закончился концертом победителей в Кремле и на котором кто-то из членом Правительства спросил: 'Почему Архипова не в БольшомN'. После фестиваля началась текущая жизнь солистки свердловской оперы. Ирина Архипова приняла участие в заключительном гастрольном концерте театра, который проходил в Ростове-на-Дону, а затем выехала вместе с ним в Кисловодск и начала готовить партию Кармен, в которой вскоре с успехом и выступила.
Одновременно у И.Архиповой началась и "ленинградская линия". 28 января 1956 г. состоялось ее первое гастрольное концертное выступление - концерт из произведений Р.Шумана в Малом зале филармонии в Ленинграде. Через 2 дня певица с успехом дебютировала в "Царской невесте" в Малом оперном театре. После этих концертов Ирине Архиповой предлагали остаться в Ленинграде, но ее неожиданно для ее самой, Приказом Министерства культуры СССР, перевели в Большой театр.
Дебют Ирины Архиповой в Большом театре состоялся 1 апреля 1956 г. Она исполнила с огромным успехом партию Кармен. Ее партнером в первой "Кармен" был болгарский певец Любомир Бодуров. Партию Микаэлы пела Е.В.Шумская, дирижировал В.В.Небольсин.
В декабре 1956 г. на сцене Большого театра Ирина Архипова спела Амнерис ("Аида" Дж.Верди). Затем последовали "Война и мир"(Элен), "Фальстаф" (Мэг) в постановке Б.А.Покровского. Огромной честью и удовольствием считала Ирина Архипова петь в концертах, где дирижировал А.Ш.Мелик-Пашаев. С его смертью закончился большой и важный этап артистической жизни певицы. Она получила огромный творческий багаж от вдохновенного мастера. Он во многом определил ее творческую судьбу, ибо уже на первых порах заложил в ней прочный фундамент, основанный на требовательности, вкусе, музыкальности.
В 1958 г. в Большом театре осуществлялась постановка труднейшей оперы чешского композитора Л.Яначека 'Ее падчерица'. Музыкальным руководителем и дирижером постановки был главный дирижер Пражской оперы Зденек Халабала. Режиссером-постановщиком был режиссер из оперного театра г.Брно (Чехословакия) Лингард. Ирина Архипова исполнила архитруднейшую партию Костельнички.
Другим ярким примером того, как надо работать на сцене, стал для И.К.Архиповой С.Я.Лемешев. Под его руководством она участвовала в постановке "Вертера". Спектакли шли с огромным успехом, не говоря уже о том, какой триумф был на спектаклях самого С.Я.Лемешева - Вертера. Именно у него научилась певица отдавать все силы и все помыслы работе над образом, над оперой.
В мае 1959 г. Ирина Архипова впервые исполнила одну из самых своих любимых ролей - партию Марфы в "Хованщине" М.П.Мусоргского.
Кульминацией первого этапа артистической жизни И.К.Архиповой стал июнь 1959 г., когда в Советском Союзе состоялись гастроли знаменитого итальянского тенора Марио Дель Монако. Он был первым итальянским оперным певцом на советской сцене. Его приезд стал огромным событием, а успех "Кармен" с его участием был невероятным. "Не помню, сколько раз мы выходили на поклоны. Марио целовал мне руки, из оркестровой ямы слышалось: "Ира, браво!", публика аплодировала стоя. Артисты хора понесли Марио со сцены в артистическую на руках. Такой чести в свое время был удостоен только Ф.И.Шаляпин." Москва узнала Чудо!", - вспоминает Ирина Константиновна.
Грандиозный успех "Кармен" в Москве открыл перед Ириной Архиповой двери на мировую оперную сцену и принес певице мировой успех. Благодаря радиотрансляции этого спектакля на всю Европу, она получила многочисленные приглашения из-за рубежа. Во время гастролей в Будапеште, она впервые исполнила Кармен по-итальянски. Ее партнером, в роли Хозе, был талантливый певец и актер Йожеф Шиманди. А впереди предстояло петь с Марио Дель Монако в Италии! В декабре 1960г. "Кармен" шла в Неаполе, а в январе 1961 г. - в Риме. Здесь ей сопутствовал не просто успех - триумф! Он стал свидетельством того, что талант Ирины Архиповой получил признание на родине лучшей в мире вокальной школы, а Дель Монако признал Ирину Архипову лучшей из современных Кармен.
Гастроли в Италии имели огромное значение для всего отечественного искусства. Это были первые в истории советского оперного искусства выступления русской певицы и ее участие в постановках на итальянской оперной сцене. Кроме того, Ирина Архипова выступила в Риме с вечером русских романсов. Результатом этих гастролей стало подписание директором "Ла Скала", доктором Антонио Гирингелли и послом СССР в Италии С.П.Козыревым документа-контракта о первой стажировке молодых советских певцов в Италии. Вскоре туда поехали: Т.Милашкина, Л.Никитина, А.Ведерников, Н.Андгуладзе, Е.Кибкало.
Росла популярность Ирины Архиповой и на Родине. В ноябре 1961 г. состоялся ее первый сольный концерт в Колонном зале Дома союзов. В его программе - классическая музыка. И.Архипова решила исполнять испанский романс Шапорина "Прохладой ночь дохнула" и почувствовала, что произведение советского композитора заняло равноправное место рядом с прославленной классикой.
Осенью 1963 г. проходила работа над первой оперой, которая предназначалась для сцены только что открытого Кремлевского Дворца съездов - "Дон Карлос" Дж.Верди. И.Архиповой была поручена партия Эболи. Для постановки был приглашен болгарский дирижер Асен Найденов, который сказал потом: "Ирина Архипова обладает не только большим самообладанием, чувством меры и актерским мастерством, но и огромной музыкальностью, отличной памятью и ярким артистизмом. Я знаю двух певиц, которые справились блестяще с этой труднейшей партией - Елена Николаи и Ирина Архипова'.
В мае-июне 1963 г. состоялась поездка Ирины Архиповой в Японию, где она провела 14 сольных концертов по всей стране, а в 1964 г. на гастролях Большого театра в Милане, в 'Ла Скала', Ирина Архипова блестяще выступила в партиях: Марина Мнишек ('Борис Годунов'), Полина ('Пиковая дама') и Элен Безухова ('Война и мир'). В том же году И.Архипова осуществила свою первую поездку в США. В Нью-Йорке она познакомилась с пианистом Джоном Вустманом, с которым она до сих пор остается в настоящей творческой дружбе. С ним певица неоднократно гастролировала в США, Европе, в частности, пела вместе с ним один из концертов в зале "Плейель" в Париже. В 1970 г. во время третьего тура конкурса им.П.И.Чайковского Ирина Архипова и Джон Вустман записали на фирме "Мелодия" пластинку из произведений С.Рахманинова и цикл М.Мусоргского "Песни и пляски смерти". Эта пластинка получила Гран-при "Золотой Орфей" в Париже.
В 1967 г. Ирина Архипова приняла предложение принять участие в постановке "Хованщины" в знаменитом "Ла Скала", став первой русской певицей, получившей приглашение участвовать в постановке спектакля за рубежом. Партию Марфы в премьерных спектаклях Ирина Архипова исполняла по-итальянски. Партию Ивана Хованского исполнил знаменитый болгарский бас Николай Гяуров. После феерического успеха в 'Хованщине' руководство 'Ла Скала' пригласило Ирину Архипову и Николая Гяурова участвовать в постановке 'Бориса Годунова' в следующем, 1967 г.
1969 г. - снова гастроли в США, опять "Карнеги-Холл" в Нью-Йорке. Здесь Ирина Архипова пела на французском языке сцены из "Кармен". В 1970 г. певица получила приглашение в оперу Сан-Франциско на "Аиду". На одном из спектаклей присутствовал Лучано Паваротти, который пригласил певицу на "Фаворитку" Доницетти в Болонье.
В августе 1970 г. Ирина Архипова, спев на гастроляз Большого театра СССР в Канаде на 'Экспо-70' Марину Мнишек, Полину в 'Пиковой даме' и несколько концертов, улетела в Ригу, где дебютировала в партии Азучены в опере "Трубадур". В октябре того же года Архипова участвовала постановке 'Трубадура' в Нанси во Франции, после чего была занесена в "Золотую книгу" театра и получила контракт на "Аиду" в Руане и Бордо и на постановку "Трубадура" в Оранже. Эта постановка состоялась летом 1972 г. в рамках Международного оперного фестиваля и стала вехой в ее артистической судьбе: триумф в окружении выдающихся певцов и великой Монтсеррат Кабалье. Все, что связано с постановкой этой оперы, с выступлением в ней на сцене античного амфитеатра времен императора Августа, относится к самым сильным впечатлениям артистической карьеры. Дуэт Монтсеррат Кабалье и Ирины Архиповой, как писала французская пресса, ознаменовалась 'коронацией великой русской меццо'.
Первая же поездка в Лондон состоялась в 1975 г. на постановку оперы Верди 'Трубадур" в театре 'Ковент гарден'. И вновь И.Архипова с огромным успехом пела вместе с М.Кабалье. Лондонский дебют оказался успешным, и пресса была многочисленной и восторженной. После этого выступления гастроли в Англии стали регулярными. Спектакли, фестивали, концерты. Именно на этих гастроляз у Ирины Архиповой произошла встреча с замечательным итальянским дирижером Рикардо Мутти. Важными для себя певица считает камерные программы, включающие романсы Метнера, Танеева, Прокофьева, Шапорина, Свиридова, поэтому успех, выпавший на их долю в Англии, ей особенно дорог. Одна из статей, являющаяся откликом на концерты в сентябре 1986 г., была озаглавлена "Волшебное Меццо". "...Триумфально выступает на сцене Большого театра в ведущих партиях. Ее голос звучит так юно и свежо, что все возможно!..."
"Архипова смогла оживить в нашей памяти величие Марии Каллас, одарив нас одновременно двумя неповторимыми часами музыки, которые взволновали нас", - так писала пресса после концерта памяти Марии Каллас на сцене "Ирода-Аттика", который состоялся в рамках сентябрьских гастролей Ирины Архиповой в Греции (1983 г.).
Рассказы о людях, которых Ирине Архиповой посчастливилось встречать в жизни, знать по совместной работе на сцене, могут быть бесконечно долгими. Большая особая тема - работа с дирижером Б.Э.Хайкиным, режиссерами И.М.Тумановым, Б.А.Покровским, Г.П.Ансимовым; прекрасными певцами А.А.Эйзеном, П.Г.Лисицианом, З.И.Анджапаридзе, следующим поколением певцов, которых поддерживала в самом начале их оперного пути, которые позже стали партнерами И.Архиповой. Многих из них певица вывела, что называется, за руку на европейские и другие сцены.
Глубокое и серьезное знакомство Ирины Архиповой с новыми произведениями началось еще в консерватории, в аспирантуре. Кантатой "Слово матери" на стихи Юлиуса Фучика, исполненной в консерватории студенческим оркестром под управлением молодого Альгиса Жюрайтиса, она открыла в своем творчестве направление ораториально-кантатных форм. Через три десятилетия, во время выступления на радио вместе с В.И.Федосеевым, она повторила эту кантату.
Потом была работа с С.С.Прокофьевым: кантата "Александр Невский", оратория "Иван Грозный", опера "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке", его сатирические песни.
С музыкой Родиона Щедрина и с ним лично певица познакомилась при подготовке оперы "Не только любовь" на сцене Большого театра, а в 1962 г. этим спектаклем дирижировал Е.В.Светланов. С композитором А.Н.Холминовым встретилась, когда он написал песню Матери для гала-концерта, посвященного 40-летию ВЛКСМ, а позднее в работе над образом комиссара в 'Оптимистической трагедии', которую композитор писал в расчете на Ирину Архипову.
К сожалению, с великим Георгием Васильевичем Свиридовым по-настоящему, творчески, певица встретилась поздно, но начав работать, уже больше не могла отойти от композитора, от его музыки - оригинальной, глубокой, современной. Г.В.Свиридов говорил: "Ирина Константиновна - артистка не только большого чувства и тонкого интеллекта. Она хорошо ощущает природу поэтической речи, обладает прекрасным чувством музыкальной формы, пропорцией искусства..."
Светлое, незабываемое событие - знакомство с грузинским композитором Отаром Тактакишвили, перешедшее в многолетнюю творческую дружбу.
В 1966 г. Ирину Архипову пригласили принять участие в качестве члена жюри конкурса им.П.И.Чайковского, а уже с 1967 г. она является бессменным председателем Жюри конкурса им.М.И.Глинки. С тех пор она регулярно принимает участие во многих престижных конкурсах мира, в тмо числе: "Вердиевские голоса" и им.Марио Дель Монако в Италии, конкурс Королевы Елизаветы в Бельгии, им.Марии Каллас в Греции, им.Франсиско Виньяса в Испании, вокального конкурса в Париже, вокального конкурса в Мюнхене. С 1974 г. (за исключением 1994 г.) она является бессменным Председателем Жюри конкурса им.П.И.Чайковского в разделе "сольное пение". В 1997 г. по приглашению Президента Азербайджана Гейдара Алиева и министра культуры Азербайджана Палада Бюль-Бюль Оглы Ирина Архипова возглавила жюри конкурса имени Бюль-Бюля, организованного к 100-летию со дня рождения этого выдающегося азербайджанского певца.
С 1986 г. И.Архипова возглавляет Всесоюзное музыкальное общество, в конце 1990 г. преобразованное в Международный Союз музыкальных деятелей, Ирина Константиновна принимает участие во многих Международных конгрессах и симпозиумах общественных и государственных организаций по глобальным проблемам человечества. Не без ее участия удалось сохранить для Москвы знаменитый "птичий рынок", организовать выступление молодых певцов - лауреатов конкурса им.М.И.Глинки, "выбить" Колонный зал для проведения Международного конкурса им.П.И.Чайковского. В 1993 г. в Москве был организован Фонд Ирины Архиповой, занимающийся поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов.
Ирина Константиновна Архипова - уникальное явление на мировой оперной сцене. Она - Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии России за просветительство, лауреат премии и медали им.С.В.Рахманинова, кавалер трех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, многих отечественных и зарубежных медалей, Народная артистка Республики Кыргызстан, Народная артистка Республики Башкортостан, Маэстра ДельАрте (Молдова). Ирина Архипова является профессором Московской Государственной Консерватории им.П.И.Чайковского, действительным членом и вице-президентом Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук, президентом Международного Союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой.
Многие годы она являлась депутатом Верховного Совета СССР, народным депутатом СССР. Член Политсовета Движения 'Наш Дом Россия'. Обладательница титулов "Человек года" (Русский биографический институт, 1993 г.), "Человек столетия" (Международный Биографический Центр Кэмбриджа, 1993 г.), "Богиня искусств" (1995 г.), Всемирного приза искусств "Бриллиантовая лира" корпорации "Маришин Арт Менеджмент Интернэшнл". В 1995 г. Институт Теоретической Астрономии Российской Академии наук присвоил имя Архиповой малой планете N 4424. Премия за благородное отношение опере 'Каста Дива' (1999 г.).
В 2005 году она была удостоена высшей награды России - ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Эту награду певица получила "за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность".
В декабре 2009 года артистка была госпитализирована в Боткинскую больницу в Москве с диагнозом "нестабильная стенокардия" и жалобами на боли в области желудка. Врачи оценили состояние певицы как крайне тяжелое. При поступлении пациентку немедленно поместили в кардиореанимационное отделение и подключили к новейшей жизнеобеспечивающей медицинской технике.
При обследовании специалисты выявили у Архиповой целый "букет" сердечных заболеваний, в том числе ишемическую болезнь сердца, нарушение сердечного ритма, мерцательную аритмию и гипертоническую болезнь.
Несмотря на проблемы со здоровьем, артистка провела в Москве очередной Международный конкурс вокалистов им. Глинки, являясь бессменным председателем жюри престижного творческого состязания.
Раним утром 11 февраля 2010 года на 86-ом году жизни великая артистка скончалась в Боткинской больнице в Москве.
Фото АРХИПОВА Ирина Константиновна
|
Фото АРХИПОВА Ирина Константиновна
|
Комментарии пользователей
|
|
|