Тони Айомми и Black Sabbath - близнецы братья! Тонни Айомми "разбудил" Black Sabbath, a Sabbath разбудил хэви-металл... И пошло-поехало. "Paranoid", "Iron Man", "Heaven and Hell".. Кажется, что список этот можно продолжать до бесконечности.
История сия началась в далекие 60-е годы, когда Айомми, призвав на помощь своих старых дворовых друзей: Гизера Батлера (Geezer Butler), Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) и Билли Варда (Bill Ward), сформировал группу Earth., которая вскоре поменяла свое название на Black Sabbath...
На протяжении многих лет, да что там лет - десятилетий, "главарь" Black Sabbath, гитарных дел мастер Тонии Айомми пропустил сквозь ряды металлической легенды море известнейших рок-исполнителей.
Это и Оззи Осборн, и Йан Гиллан (Ian Gillan), и Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio), и Гленн Хьюз (Glenn Hughes), и Роб Хелфорд (Rob Halford)... В самом конце 2-го тысячелетия риффмастер выпустил свой первый (!) сольный альбом, сромненько озаглавленный "
Iommi".
Надо заметить, что пластинка эта готовилась и записывалась в течение последних 3-х лет, и в нее вошло 10 композиций, на звуковых дорожках которых отметился далеко не последний люд в современной рок-индустрии, а именно: Оззи Осборн, Дэйв Грол (Dave Grohl), Билли Корган (Billy Corgan), Билли Айдол (Billy Idol), Фил Ансельмо (Phil Anselmo) Брайан Мэй (Brian May), Генри Роллинз (Henry Rollins) и многие другие.
Эта работа демонстрирует прочный, органичный сплав современной металлической культуры и классической "саббатовской мелодики" и риффов.
Корреспондент брутально-музыкального электронно-паутинного журнала Metalblitz потолковал с сэром Айомми. Стенограмму этой беседы и предлагает вашему вниманию наш журнал.
Metalblitz: Похож ли предыдущий период жизни Тони Айомми на ритм его бытия в сегодняшние дниN
Tony lommi: Вы знаете, всегда все было так, как сейчас (смеется - прим.авт.), дел всегда полным-полно. Кручусь как белка в колесе. Честно говоря, хотелось бы, чтобы жилось немного спокойнее, но... работы очень много.
MB: Доволен ли ты качеством материала, записанного на твоей последней пластинкеN
TI: О, да! Все, что я задумал - получилось. В уме я составил список из 3-х человек, с которыми мне хотелось поработать в первую очередь - это Билли Корган, Дэйв Грол и Фил Ансельмо. Я был бы счастлив сотрудничеству хотя бы с одним из них, однако, мне повезло, и я заполучил всех троих. Билли Айдол же подвернулся мне совершенно случайно. Оказавшись рядом с нашей студией, он поинтересовался у продюсера Боба Маррлетта: чем это я там занят, с кем работаю, и попросился к нам в студию. Позже мы вместе с Билли поехали домой к Бобу и написали парочку песен. Это действительно было здорово. Скажу Вам искренне: я очень рад, что так вышло с Билли...
MB: Тони, создается впечатление, что твое стремление к совершенству неиссякаемо. Например, хотелось бы знать: полностью ли тебя удовлетворяет саунд твоей гитары, или же ты находишься в постоянном поискеN
TI: На сегодняшний день я вполне удовлетворен саундом моей гитары. Можно сказать, я нашел свой звук - под меня выпускаются именные модели усилителей, гитар и звукоснимателей. Да, это просто клево (смеется - прим.авт.). Это тот самый звук, на поиски которого ушла уйма времени, и мне кажется, что я нашел его. Я всегда представлял себе, как должна звучать моя гитара, но над музыкой, как таковой, да и над звуком, в том числе, в поте лица трудились мои пальцы. Они (пальцы) своим трудолюбием и целеустремленностью, как бы увлекали вслед за собой и меня. Звучит весьма странно, но это действительно так. Во времена раннего BLACK SABBATH я не мог в полном объеме добиться желаемого звучания, так как тогда я в первую очередь работал над техникой, работал вместе со своими пальцами. Таким образом я создавал тот оригинальный, свой стиль игры, который бы позволял мне играть не напрягаясь.
MB: He показалось ли тебе несколько странным и, может быть, несправедливым то, что в 90-е годы такие коллективы, как SOUNDGARDEN оказались на коне, используя ваши музыкальные наработки, в то время, как SABBATH пребывал во втором эшелонеN
TI: Вы знаете, я никогда не задумывался над этим, и я не согласен с теми людьми, которые говорят о том, что я пребываю во втором эшелоне или, как они еще выражаются, в тени. Нет. Для меня всегда самым главным было то, что я мог выходить на сцену и просто играть. Уверен, что немногие люди понимают, насколько для меня важен именно этот аспект моей жизни: иметь возможность вновь и вновь выходить на сцену и играть. Вся моя жизнь - это борьба. Я, конечно же, счастлив, что мне удалось выкарабкаться из той передряги, связанной с инцидентом с моими пальцами (в молодости Тони получил серьезную травму кисти руки - прим.авт.). Было и много другого негатива в жизни. Но, вы знаете, я действительно люблю играть и действительно люблю экспериментировать на сцене. Ведь настоящий музыкант сродни старому коллекционному вину, которое должно созреть и настояться.
MB: Некоторые критики вашего позднего творчества говорят о том, что вы стали этакими "респектабельными" музыкантами. Что ты думаешь об этомN
TI: Я стараюсь не обращать на это внимания. Для меня главным является признание других музыкантов и наших фэнов. Вы сами знаете, что многие известные и по-настоящему интересные группы и исполнители называют SABBATH своим "идейным наставником". Это и есть мое достижение.
MB: Большинство супергрупп не справлялись с решением проблемы потери ключевого члена коллектива, a Black Sabbath, лишившись неподражаемого Оззи в 1979 году, в начало 80-х годов вступил с великолепными альбомами "Heaven and Hell" и "Mob Rules". Причиной более "прозрачного" звука Sabbath'a второго замеса было твое желание как-то обновить ваш саунд или это просто результат прилива свежей кровиN
TI: Это и то, и другое. А причиной именно комплексного решения этой проблемы было то, что смена вокалиста в успешной группе - дело непростое, так как перед коллективом стоит задача не сдать свои позиции. Приход в группу Дио дал нам возможность продолжать наш творческий дрейф немного в другом направлении. Подход к написанию музыкального материала изменился. Это произошло оттого, что мы творили уже совсем для другого вокалиста. Ведь стиль пения Дио очень отличается от стиля Оззи. Так что Ронни Дио позволил открыть новые горизонты в нашей музыке, изменить ритмику.
MB: Насколько легким было вхождение Дио в творческий процесс группы BLACK SABBATHN
TI: Когда в вашей жизни происходят регрессивные процессы, которые в результате приводят к самой низшей точке (в данном случае я говорю о творчестве), вы вдруг начинаете видеть тот самый луч света в конце тоннеля, и сразу становится понятно: куда нужно идти. Это придает вам силы, действует ободряюще. ПонимаетеN Тогда в истории BLACK SABBATH эпохи Оззи были черные дни или, быть может, ультрасерые. На тот момент инструментальная часть группы была во сто крат работоспособнее, поэтому мы были просто вынуждены заменить Оззи. Этой заменой стал Дио. К счастью, это сработало. С ним мы принялись сочинять композицию "Heaven and Hell", которая должна была стать проходной песней предстоящего альбома. Затем я набросал на придуманную мелодию гитарные риффы. То же самое было и с альбомом "Mob Rules". Вы знаете, мне очень нравилось работать с Ронни.
MB: А как же и по каким причинам случился твой разрыв с ДиоN Ронни хотел заняться сольной карьерой, или все-таки вы не сошлись характерамиN
TI: Со временем наши взаимоотношения стали разлаживаться. Как мне кажется, Ронни стал зазнаваться. Я бы даже сказал - понтоваться. Естественно, мы никак не могли мириться с таким отношением к нам. Ведь поначалу мы просто выдвигали Дио вперед: предоставляли ему право давать интервью от имени группы, так как нам, остальным участникам, хотелось, чтобы он не ощущал одиночества в рамках коллектива, не испытывал морального дискомфорта от мысли, что он как бы подменяет Оззи. Дело в том, что Дио не подменял Оззи. Оззи невозможно заменить. Это был совершенно другой певец и человек. Вместе с Ронни мы сделали два очень хороших альбома.
MB: После ухода Дио вы объединили свои усилия с Йаном Гилланом и записали пластинку "Born Again", которая была замечательной, но недооцененной публикой и критиками работой. Что ты можешь сказать по поводу этого альбома сейчасN
TI: Мне очень нравилось работать над "Born Again", несмотря на то, что у нас были проблемы со звуком. Когда же за пластинку взялись критики, в нашем размеренном ходе событий случился неожиданный сбой. (Смеется - прим. авт.) Кста-ти, концертный тур в поддержку "Born Again" прошел весьма успешно, было множество запоминающихся моментов.
MB: Тони, а не кажется ли тебе, что впоследствии сохранение BLACK SABBATH как творческой единицы было проявлением гордости с твоей стороныN Ведь практически весь постBorn Again период в истории группы больше напоминает сольную карьеру Тони Айомми.
TI: Не знаю, но ведь я же, по большому счету, никогда не распускал группу. Я планомерно продолжал однажды начатое дело. Были и не обычные отступления на этом пути. Например, такие, как альбомы "TYR" и "Forbidden". Но ведь каждая работа - это отдельная история.
MB: Теперь, когда это все позади, поделись, пожалуйста, своими впечатлениями от недавнего кратко-временного воссоединения классического BLACK SABBATH. Почему вы не сделали новую студийную пластинкуN
TI: Все началось с того, что у нас с Гизером Батлером родилась идея поджемовать с Оззи на концерте. Мы сначала думали о двух песнях, но все это вылилось в полнометражный реюнион. Это было здорово! Вы знаете, перед нами не стояло задачи глобального воссоединения. Наш рекорд-лейбл не настаивал на этом. А самое главное заключалось в том, что и мы сами не хотели входить в напряженный режим работы: концертный тур, затем студийный альбом и вновь тур... Мы просто сделали то, что нам действительно хотелось сделать. Возможно, что когда-то мы и запишем новый материал, но... Поймите, никто не думал, не гадал, что мы способны на то, что произошло... Так что, все возможно.
MB: Тони, по-твоему, ты достиг в своей карьере всего, о чем мечтал когда-то, или все еще видишь перед собой новые горизонтыN
TI: То, что было связано с реюнионом BLACK SABBATH - уже позади. Теперь передо мной стоят совсем другие задачи.гие задачи. Я хотел бы записать что-то большее, нежели просто гитарный хэви-металл альбом. Это может быть блюз или даже джаз. Я попрежнему горю желанием выступать с концертами...
MB: Тони, кто ты на данный момент - "ребенок" или же "солидный мэн"N Кем ты в душе себя ощущаешьN
TI: Порой мне кажется, что я ребенок (смеется - прим. авт.), а иной раз я ощущаю себя респектабельным человеком. Здесь нет четкой грани. Во времена BLACK SABBATH мы прикалывались, как могли. Это было забавно. Было все... Но это предмет отдельного разговора.
MB: Последний вопрос: что являлось определяющим в твоей жизни в 1970-м, и что происходит с тобой сейчас, в начале третьего тысячелетияN
TI: Я всегда был заложником своей музыки. Я никогда не предавал этого глобального принципа своей жизни. Я верю в то, что я делаю... Я делал это прежде - делаю и теперь...
Железные парни (1996)