Интервью для журнала In Rock (N1, лето 2000)
Еще при подготовке третьего номера ALIVE я побывал в гостях у нашего замечательного гитариста
Ивана СМИРНОВА.
Как всегда, пока материал "созрел" и был подготовлен, номер уже сверстали и выпустили, и только сейчас это небольшое, но, надеюсь, содержательное интервью перед вами.
Однако прежде всего - немного информации:
Смирнов, пожалуй, самый лучший российский музыкант, играющий на акустической гитаре.
Музыкант известный и уважаемый, на сегодняшний день
Иван официально издал один альбом - "Карусельный Дед" (про его переиздание, CD "At the other end of the world" (99)), читайте в разделе рецензий.
Также есть магнитоальбом "За Тридевять Земель", который, помимо уже известных композиций с CD, включает в себя несколько бонус-трэков. Это - вещи, обычно исполняемые на концертах, но на сей раз они представлены в студийном варианте.)
Итак, как говорится, поехали.
Иван, что ты можешь сказать читателям по поводу долгожданного нового релизаN
- Планов у нас (со старшим сыном - Михаилом) много. Из новинок собираемся издать концертник, где половина диска совершенно новый материал, а часть вещей - с "Карусельного Деда", они будут сыграны в совсем другой аранжировке. Конечно, планируются к изданию на CD и новые студийные работы, в частности, музыка из кинофильмов. Плюс альбом, где будет записан гитарный дуэт, т.е. из инструментов представлены две гитары и только.
Интересно, а что это за музыка к фильмамN Можно поподробнее об этомN
- Мы работаем со многими режиссерами. В частности, с Бехтиер Худойназаровым, фильм "Братан" и "Кош ба кош". (Один из них получил уже несколько наград, например "Серебряного Льва" в Венеции в 1991 г. Это совместные работы
Ивана с композитором Ахмадом Бакаевым, который и писал вместе с ним музыку к этим фильмам.) Ну и "Женская Собственность" режиссера Месхеева, 1999 г., там мы делали музыку вдвоем с сыном. (У Михаила
Смирнова тоже есть работа с музыкой к кинофильмам - "Змеиный Источник", режиссера Николая Лебедева, недавно демонстрировавшийся на ОРТ.)
Интересно.
Иван, ты очень известный у нас в стране гитарист, наверное, тебя знают и за рубежом. Ты знаком с кем-то из всемирно известных культовых музыкантовN Только честно, без лишней скромности.
- Да, я знаком с Тони Левиным (басист), Эл Ди Меолой, Аланом Холдсуортом.
Ничего себе, только Фриппа и Хэккета остается добавить в этот список!
- Нет, с ними пока познакомиться не удалось.
Иван, как давно ты играешь на гитаре, с чего все начиналосьN
- Играю уже без малого тридцать лет. А началось все в детстве, в пионерлагере, где я услышал, как какой-то парень играл на гитаре и пел. Потом мама купила мне в подарок первую гитару. Что касается серьезного творчества, то существовала в середине 70-х у нас такая группа, "Второе Дыхание", играющая что-то близкое к джаз-року, я там поиграл около пяти лет. Позже - еще такой ансамбль "Бумеранг", который исполнял музыку на основе джаз-рока, но порой и нечто более авангардное. Мы даже дали совместный концерт с Эдуардом Артемьевым и скрипачкой Татьяной Гринденко, пианистом Алексеем Любимовым, в Концертном Зале им. Чайковского. Ну, а потом я играл с Арсеналом пять лет, с 84 по 89 гг. Кстати, летом 99-го мы ездили на Международный Эдинбургский Фестиваль (Шотландия), где получили очень положительные отклики в прессе. А это один из самых крупных в мире фестивалей, посвященных разным направлениям искусства: музыка, кино, литература, театр, опера и т.д.
Немного банальный вопрос, но, я думаю, он будет интересен читателям: а какую музыку ты слушаешьN
- Я много кого слушаю (улыбается). Очень люблю Майлз Дэвиса, Пако де Лусия, King Crimson, Пэта Мэтени, Кристофера Паркенинга, Яна Гарбарека, классику люблю, Мусоргского в особенности.
И совсем арт-роковый вопрос: какой альбом King Crimson тебе сейчас нравится больше всегоN
- "Discipline".
"Дисциплина"N Странно. Обычно все "Red" называют!
- Ну, "Red" - это классика. Заслушан уже до дыр, можно сказать. А на "Discipline" я много нового нахожу. А уж совсем в последнее время чаще слушаю двойной концертник "Cirсus".
Что ты можешь сказать о положении арт-рока и вообще хорошей музыки у нас в стране сейчасN
- Увы, я наблюдаю отсутствие живой музыкальной среды. Только совсем недавно я стал замечать некое позитивное движение. Это касается и совместного творчества в среде музыкантов.
И последний вопрос, о планах.
- Насчет новинок на CD мы уже поговорили, а вообще, планируем глобальное турне по Европе. В частности, хотим посетить Испанию, Францию, Германию. В Москве же нас можно послушать в разных клубах, например, в "Ле клубе", "Бедных Людях", "Бункере". Ну и, естественно, в ЦДХ.
Страна, где ночует солнце
Именно так называлась программа, представленная 12 мая в ЦДХ
Иваном Смирновым. И надо сказать, это название очень подходит представленному музыкальному материалу. Впрочем, обо всем по порядку.
Удивительно холодный для мая день, серое хмурое небо, иногда идет мелкий снег. Реальность омерзительна, промозгла и навязчива своими холодными уколами. Но вот путь от метро и до своего места в концертном зале пройден, выключается свет, мягко освещенная сцена и удобное кресло создают ощущение спокойствия. Хочется быстрее погрузиться в музыку
Смирнова, которая так сильно напоминает волшебство, где же онN
И вот они выходят, садятся на стулья. Они - это сам
Иван, его сын, клавишник Михаил и второй акустический гитарист. Перед Михаилом установлены клавишные и он буквально обложен различной перкуссией, висит даже маленький гонг...
Первые аккорды, играется "Праздник" с "Карусельного Деда" (или "At the other end of the world", как кому больше нравится), начинается медленное погружение в сказку.. Настроение становится все более умиротворенным, играют "Долгое Озеро". Птичьи голоса, мягкая клавишная "подсветка" оттеняют красивейшую игру
Ивана. Очень удачно для начала. А за "Долгим Озером" раскинулось "Дикое поле", и даже свет, которым залило из маленьких прожекторов сцену, был зеленым, настоящая гармония теней и музыки...
С созерцания картин природы
Иван перешел на лиричное наблюдение, нет, даже раскрытие души человека. "Перемена Погоды", именно эта вещь была одним из гвоздей программы, именно она полностью довершила соединение чувств, памяти и музыки. Мягкая, душевная, но в тоже время достаточно сложная музыка, напоминает что-то из лучших вещей самого маэстро гитары, Стива Хэккета... "Карусельный Дед" был немного жесток после предыдущей лирической композиции, но он снял налет меланхолии, и, наверное, действительно был к месту. Впрочем, такое "бойкое" настроение длилось недолго: "Ноктюрн" снова погрузил зал в атмосферу гармонии и мягкого тепла.
Иван вел себя очень непринужденно, обстановка была такая теплая, какую не часто встретишь... Только иногда зал взрывался шквалом аплодисментов, но с первыми же новыми звуками гитары зал погружался в полную тишину. Порой
Смирнов делал маленькие комментарии к некоторым песням, и это тоже было интересно и приятно, и совсем не разрушало тщательно создаваемого музыкой настроения.
Романтическая "Встреча" перешла в бодрое "Танго", после которого
Иван отыграл вещь из кинофильма "Кош Ба Кош". Еще один гвоздь программы - "Среди пустыни", которая перенесла зал в песчаные барханы, в марево, под яркое южное знойное солнце. И это было очень кстати, при температуре что-то около нуля градусов на улице.. А в завершение концерта
Смирнов и Ко сыграли композицию из фильма, с немного странным названием "Братан", но как же она удивительно хороша, это тоже один из однозначных "боевиков" концерта.
Действо, которое длилось больше полутора часов, кончилось неожиданно, внезапно, было как-то немного странно снова оказаться в обычном зале, освещенным обычным светом, с голосами публики, идти к метро все под тем же низким ледяным небом. Сказка кончилась, как кончается все хорошее, чего долго ждешь. Людям не нравится, когда их вырывают из сказки, но ничего не поделаешь, остается только слушать дома компакт-диск
Ивана и ждать нового концерта.
Два кратких очерка с PFMusic.com