АВВАКУМОВ Юрий(Художник)
Комментарии для АВВАКУМОВ Юрий
Биография АВВАКУМОВ Юрий
В 1957 году родился в Тирасполе. c 1968 живет в Москве. В 1981 окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ). В 1983-88 преподавал в МАРХИ. 1984 ввел в употребление термин БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА, как жанр концептуального проектирования в СССР 1980-х гг. с 1984 организует выставки БУМАЖНОЙ АРХИТЕКТУРЫ в Москве, Любляне, Париже, Милане, Франкфурте, Антверпене, Кельне, Брюсселе, Цюрихе, Кембридже, Остине, Новом Орлеане, Амхерсте, Волгограде, Венеции. С 1988 независимая практика в Москве, студия Агитарх (совместно с С.Подъемщиковым) с 1993 директор Фонда авангардного искусства "Утопия", Москва 1993-94 профессор Hochschule fur Gestaltung, Карлсруэ, Германия 1993 фонд УТОПИЯ, Москва В каких собраниях работы Министерство культуры Российской Федерации, Москва Государственная Третьяковская Галерея, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва Государственный музей архитектуры им.Щусева, Москва Музей Московского архитектурного института, Москва Московский Центр Искусств, Москва Столичный банк сбережений, Москва Фирма "Микроинформ", Москва Foundation pour L`Architecture, Брюссель, Бельгия Deutsches Architekturmuseum, Франкфурт-на-Майне, Германия Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США.
Участие в выставках, аукционах ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ 1989 "La Cupola, la gondola". Дом культуры Московского электролампового завода (ДК МЭЛЗ), Москва 1990 "AGITARCH". Galerie Linssen, Кельн, Германия 1991 "Стены и Лестницы" (совместно с А.Кирцовой). Государственный музей архитектуры им. Щусева, Москва 1991 "Crossing Boundaries". 2AES Gallery, Сан-Франциско, США 1992 "Неликвиды" (совместно с С.Шутовым). Первая галерея, Москва 1992-93 "Временные монументы". Государственный Русский музей, Санкт- Петербург; Государственный музей архитектуры им. Щусева, Москва 1992-93 "Временные монументы". ГРМ, Санкт-Петербург; Государственный Музей Архитектуры,Москва 1994 "1: 43". Galerie Karlheinz Meyer, Карлсруэ, Германия 1996-2000 РУССКАЯ УТОПИЯ. ДЕПОЗИТАРИЙ. Российский Павильон, Венецианская Биеннале; Нидерландский Архитектурный Институт, Роттердам; Государственный Музей Архитектуры, Москва; Музейно-Выставочный Центр, Волгоград; Государственный Русский Музей, С. Петербург; 1999 А.С.ПУШКИН И ДЕНЬГИ. Галерея XL, Москва; 2000 РАЗНОЕ/24. Государственный Музей Архитектуры, Москва; ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ 1982-83 "Кукольный дом". RIBA, Лондон, Великобритания 1983 "Театральная архитектура". Квадриеннале художников и архитекторов театра. Прага, Чехословакия 1984 "Бумажная архитектура". Редакция журнала "Юность", Москва 1985 Выставка молодых архитекторов. Центральный дом художников, Москва 1986 "Paper Architecture". SKUC Gallery, Любляна, Югославия 1986 XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва 1987 "Репрезентация". л/о "Эрмитаж", Москва 1988 "Бумажная архитектура. Фантазии и утопии". Ла Виллет, Париж, Франция 1988 "Фантазия против утопии". XVII Триеннале. Дворец Искусств, Милан, Италия 1988 "Ударники искусства". ДК МЭЛЗ, Москва 1988 "Inventer`89". Париж, Франция 1988 XVIII молодежная выставка. Манеж, Москва 1988 Всесоюзная молодежная выставка. Манеж, Москва 1988 "Молодые художники социалистических стран". Манеж, Москва 1988-89 "Soviet Architecture: 1917-1988". Museum of Finnish Architecture, Хельсинки, Финляндия; Arkitekturmuseet Skeppsholmen, Стокгольм, Швеция; Stichting de Beurs van Berlage, Амстердам, Нидерланды 1989 "Architecture and Imagination". De Tien van Fort Asperen, Леердам, Нидерланды 1989 "Architecture et Utopie". Pavillion de l`Arsenal, Париж, Франция 1989 "Архитектура и воображение". Форт Асперен, Леердам, Нидерланды 1989 "Архитектура и утопия". Павильон Арсенал, Париж, Франция 1989 "Бумажная архитектура. Новые проекты из СССР". Немецкий Музей Архитектуры, Франкфурт-на-Майне, Германия 1989 "Nuova Realta". Pinacoteca Communale Loggetta Lombardesca, Равенна, Италия 1990 "Papierarchitektur. Neue Projekte aus der Sowjetunion". Architekturforum, Цюрих, Швейцария 1990 "Авангард 20/90". Манеж, Москва 1990 "Facades Imaginaires". Гренобль, Франция 1990 "In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды 1990 "Construir!". Fondation pour l`Architecture, Брюссель, Бельгия 1990 "В сторону объекта". Городской Музей, Амстердам, Нидерланды 1990-91"Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism". Tacoma Art Museum, Такома; Institute of Contemporary Art, Бостон; Des Moines Art Center, Де Муанес; США 1991 "Paper Architecture: New Projects from the Soviet Union". List Visual Arts Center, Massachusetts Institute of Technology, Кембридж, США 1991 "FIAC-91". Galerie Gmurzynska, Париж, Франция "Видение пространства". Галерея Гмуржинска, Кельн, Германия 1991 "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва 1992 3rd International Istanbul Biennale. Стамбул, Турция 1991 "Бумажная архитектура. Alma mater". Московский Архитектурный Институт 1993 "From Utopia to Utopia". Galerie Lachmann. Кельн, Германия 1993 "АРТ МИФ 3". Манеж, Москва 1993 "Искусство Москвы 1988-93". Культурно-исторический центр, Красноярск 1993-94 "Aspects Actuels de la Mouvance Construite Internationale". Musee des Beaux-Arts de Verviers, Centre de la Gravure et de l`Image Imprimee, La Louviere, Франция 1994 "Майская выставка". Выставочный зал, Кузнецкий мост, 20, Москва 1994 "Фабрика утопий. Русская визионерская архитектура". Государственный Музей Архитектуры, Москва 1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия "Arte Russa". Villa Zorn, Sesto San Giovanni, Италия "О доме". Профсоюзная, 100, Москва 1995 "Einblicke"(Werkstatt Moskau II). Galerie im Marstall, Akademie der Kunste am Hanseatenweg, Kunstlerhof Buch, Берлин, Германия 1996 "Искусство полета". Музей Цеппелин, Фридрихсхафен, Германия 1996 "Археология города будущего". Музей Современного Искусства, Токио; Музей Искусств, Хиросима; Префектурный Музей Гифу, Япония 1996 "Предчувствуя будущее. Архитектор как сейсмограф". VI Международная Выставка Архитектуры, Венеция, Италия 1997 "Город мираж. Другая утопия. NTT ICC", Токио, Япония 1997 "Ожившие мосты". ГТГ, Москва; 1999 ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ. Московский Центр Искусств; 2000 ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ - ИСКУССТВО ИЛИ ДЕНЬГИ. Кунстхалле, Дюссельдорф; 2000 КУКЛА ОТ ЗВЕЗДЫ. ОРТ, Государственный Музей Архитектуры, Москва; 2000 ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД. Государственная Третьяковская Галерея, Москва; 2001 СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ: БРУКЛИН КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ. Бруклинский Музей, Нью-Йорк. ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ 1984 "Владимир Маяковский и производственное искусство" (совместно с Е.Богдановым и С.Черменским). Музей В.Маяковского, Москва 1985 Выставка молодых архитекторов. Центральный дом художников, Москва 1989 "Любовь Попова". Государственная Третьяковская Галерея, Москва 1990 "В сторону объекта". "Каширка", Москва; "In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды 1990 "Константин Мельников". ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва 1990 "Авангард 20/90". Манеж, Москва 1991 "Ольга Розанова". Тверская,25, Москва 1993 "Владимир Татлин". Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия 1994 "Владимир Татлин". Государственная Третьяковская галерея, Москва 1996 МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ (с Аленой Кирцовой). Кунстхалле, Дюссельдорф; 1997 КРЫМСКАЯ ВОЙНА (с Аленой Кирцовой). Новый Манеж, Москва; 1998 ЭПОПЕЯ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ. Павильон Искусств, Париж; 1999 16 ИСТОРИЙ О МОСКВЕ. Государственная Канцелярия, Мюнхен; 2000 БЕЗ СТЕНЫ. ЭНТОНИ СВО. Королевский Фестивальный Зал, Лондон; 2000 ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ - ИСКУССТВО ИЛИ ДЕНЬГИ. Кунстхалле, Дюссельдорф. КУРАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ 1984 Ввел термин "бумажная архитектура" для обозначения жанра концептуального проектирования в СССР 1980-х годов 1984 "Бумажная Архитектура". Редакция журнала "Юность", Москва 1985 Выставка молодых архитекторов. Центральный дом художника, Москва 1986 "Бумажная Архитектура. В поисках своеобразия". Галерея SKUC, Любляна, Югославия 1988 "Бумажная Архитектура. Фантазии и утопии". Ла Виллет, Париж, Франция 1988 "Бумажная Архитектура. Фантазия против утопии". Palacco dell`Arte, Милан, Италия 1989 "Бумажная Архитектура. Новые проекты из СССР". Немецкий музей архитектуры, Франкфурт-на-Майне, Германия 1989 "Бумажная Архитектура". Галерея Де Сингел, Антверпен, Бельгия 1990-91 "Бумажная Архитектура. Новые проекты из СССР". Архитектурный Форум, Цюрих, Швейцария; Центр изобразительного искусства Листа, Кембридж, США; Центр современного искусства, Новый Орлеан, США; Галерея Хантингтон, Остин, США; Центр изящных искусств, Амхерст, Нидерланды 1991 "Новая архитектурная фантазия". Галерея Линзен, Кельн, Германия 1991 "Строить!". Архитектурный фонд, Брюссель, Бельгия 1991 "Авангард 20/90". Манеж, Москва 1992 "Бумажная Архитектура. Alma Mater". МАРХИ, Москва 1994 "Фабрика утопий. Русская визионерская архитектура в ХХ веке". Государственный музей архитектуры им.Щусева, Москва 1998 ЭПОПЕЯ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ. Павильон Искусств, Париж; 1999-2000 БЕЗ СТЕНЫ. ЭНТОНИ СВО. Галерея Обердан, Милан / Главпочтамт, Берлин-Митте / Королевский Фестивальный Зал, Лондон / ЦВЗ Манеж, Москва; 2000 ФОТОПРОГРАММА 24. Государственный Музей Архитектуры, Москва; 2001 ФОТОПРОГРАММА 24. Московский Дом Фотографии, Москва. ПРЕМИИ 1984 "Стиль 2001 года". 1 премия, журнал "A+U", Япония 1984 "Жилище будущего". Бронзовая медаль ЮНЕСКО, Франция 1986 "Центр города Гагарин". 1 премия, конкурс Союза архитекторов (СА) СССР 1987 "Города и жилища завтра". 1 премия, конкурс СА СССР
Критика Возникает резко полемичная антитеза канонизированному языку архитектурного соцреализма, упрямо, с набором одних и тех же, немногих и примитивных, но "понятных" форм, стремившемуся создать образ "подъема", "восхождения", "взлета", устремленности архитектурной пошлостью и общим местом. Что такое суждение не произвольно, подтверждается и некоторыми аввакумовскими композициями, в которых лестницы не участвуют, но интерпретируются пародийно другие канонизированные мотивы и формы советской архитектуры, также изображавшие "подъем", "взлет" и проч. (Дворец Советов в виде самовозводящегося карточного дома). Мы встречаемся с еще непривычной для нас архитектурной иронией. "Лестница, ведущая никуда" приобретает значение емкого символа. "Лестницу как таковую" (как сказали бы русские футуристы) Аввакумов рассматривает и так и эдак, внимательно и досконально, любуется неисчерпаемой многозначностью этой элементарной, в общем-то, формы. Она осознается архитипической и универсальной, являющейся одним из первоэлементов архитектуры и одним из ее символов, олицетворений - наряду с колонной и опирающейся на нее балкой, сводом, дверью, окном, очагом. Аввакумов использует в моделях маленькие (как игрушечные) лестницы или сооружает их в натуральную величину, иногда приносит в свои инсталляции настоящие приставные лестницы, стремянки. Все они никуда не ведут, но обязательно что-то значат. Одни из них напоминают неведомые археологические экспонаты или фрагменты крестьянской утвари, функции которой уже забыты. Другие - цирковой реквизит, раскачивающиеся, но не падающие как "ваньки-встаньки", лестницы для эквилибристов. Третьи совершенно "устраненно" размещены в пространстве или в сочетании с другими архитектурными формами. Четвертые - совсем обыкновенные, утилитарные, но помещенные в несвойственную им среду, как будто требуют заинтересованного внимания. Аввакумов настойчиво напоминает о будто бы простом и общеизвестном, но делает это увлекательно и совсем по-своему. Его композиции, как отдельные строфы, складываются в "гимн лестнице". Невольно задумываешься, что без лестницы вообще нет архитектуры, что она, как колесо (по Аввакумову, колесо - свернутая в круг лестница), связывает пространства, позволяет сооружать этаж над этажом, дополняет строительные структуры диагональными и вообще косыми направлениями, осуществляет непрерывность пространственных связей через прерывистую, расчлененную на ступени форму. Через демонстрацию неисчерпаемости пластических и образных потенций, которыми обладает такая простейшая архитектурная форма, как лестница, Аввакумов настойчиво напоминает нам, что форме в архитектурном творчестве должно принадлежать первое место.
А.Стригалев "Бумажная архитектура из железа". Из каталога выставки "Временные монументы". Государственный музей архитектуры им. Щусева, Москва, 1992 Идея подъема или побега вечно присутствует у Аввакумова в его повторяющемся мотиве приставных лестниц; лестница издревле была символом вознесения на небо. В качестве конструктивного элемента лестницы используются художником скорее в плане скульптурном и метафорическом, чем функциональном. В произведении Аввакумова "Монумент - пожарная лестница", 1988 года, спутанный пучок лестниц поднимается по поверхности некоего полупрозрачного экрана или стены. Его "Ось подъема" 1990 года сконструирована как башня из лестниц, ограниченная с концов отражающими поверхностями, которые продолжают ее до бесконечности вниз и вверх. В его "Баррикаде" 1989 года еще одна плотная горизонтальная масса лестниц лепится наподобие ограды по симметричной стене из ступеней; эти два способа подъема - приставная лестница и ступени - превращаются здесь в баррикаду. Динамизм татлинского конструктивизма можно соотнести с революционным оптимизмом, а восприятие - с навязчивой идеей будущего, "с задачей, стоящей перед нами", как он выражался. В работе Аввакумова историческая ссылка и механизм сравнений и оглядки на прошлое используются таким образом, что выявляют скорее ощущение настоящего, зажатого между симметрично расположенными прошлым и будущим. В противоположность динамичным и однонаправленным композициям Татлина с их траекторией вперед как в пространстве, так и в истории, конструкции Аввакумова всегда построены на визуальном и вербальном балансе альтернатив - конструктивистский дизайн сосуществует с соцреализмом: средство к побегу висит в воздухе, клеится хрупкий карточный дом, тяжелый купол перевернут и превращен в воздушный шар. Если "Ось подъема" отражает множество уровней подъема и спуска, то плотный сгусток "Баррикады" изображает границу, но в разнонаправленной конструкции все же воплощает ожидание бесконечного множества возможностей, которое и составляет тонкий пласт существования меж будущим и прошлым.
М.Гоуван. "Temporary Monuments: ascent and descent". World Architecture, Лондон, 1991, N15
Комментарии пользователей
|
|
|