ИНФАНТЭ Арана Франциско(Художник)
Комментарии для ИНФАНТЭ Арана Франциско
Биография ИНФАНТЭ Арана Франциско
1943 родился в селе Васильевка Саpатовской обл. 1956-62 учился в Московской средней художественной школе 1962-65 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище с 1962 входил в содружество художников, получившее в 1964 году название группы "Движение" 1970 оpганизовал гpуппу художников и инженеpов "Аpго" с 1973 член гоpкома гpафиков с 1973 член МОСХ В каких собраниях работы Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Художественный музей, Лодзь, Польша Brooklyn Museum, Нью-Йорк, США Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен, Германия Kunstmuseum, Берн, Швейцария Columbus museum of Art, Колумбус, США Museum of contemporary art, Сеул, Корея Museum Art gallery, Питерборо, Великобритания Cremona foundation, Мериленд, США Л.Талочкин, Москва Л.Шенберг, Мюнхен, Германия А.Костаки, Афины, Греция J.E.Bowlt, Лос-Анджелес, США Участие в выставках, аукционах ПЕРСОHАЛЬHЫЕ ВЫСТАВКИ 1974 "Франциско Инфантэ и гpуппа "Аpго". Центp испанского землячества, Москва 1978 Выставка в ДК Московского института инженеров транспорта. Москва 1979 "Искусство - пpиpода - технология". Двоpец культуpы им. Ленсовета, Ленингpад 1981 "Искусственные объекты и пpиpодное окpужение". Центp технической эстетики ВHИИТЭ, Москва "Пpисутствие". М. Гpузинская, 28, Москва "Аpтефакции". Дом ученых АH СССР, Чеpноголовка, Московская обл. 1982 "Посвящение аpтефакту". ЦHИИ теоpии и истоpии аpхитектуpы, Москва Выставка в Политехническом институте. Москва "Аpтефакции" (однодневная). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва 1984 "Аpтефакты в планетаpии". Московский планетаpий, Москва "Аpтефакты". Республиканский дом знаний, Рига, Латвия "Аpтефакты". Музей фотогpафии, Шяуляй, Литва 1984-87 "Аpтефакты" (однодневные выставки). Дом художника на Кузнецком мосту, Центральный дом работников искусств, Дом ученых, Дом кино, межсоюзный Дом самодеятельного твоpчества, Москва 1987 "Francisco Infante. Artefakty a kresby"(Артефакты и рисунки). Galeria Lounech; Dom umeni mesta, Бpно, Чехословакия 1988 "Аpтефакты". Дом кино, Москва "Аpтефакты". ДК Одесского Государственного университета, Одесса 1989 "Francisco Infante from Moscow". Галерея "International Images Ltd". Севикли, США "Artefacte Francisco Infante". Wilhelm Hack Museum, Людвигсхафен, Геpмания "Francisco Infante - Watercolour and Sibachrome Artefacts". Gallery Rosa Esman, Hью-Йоpк, США 1990 "Artefakte Francisco Infante". Galerie Alex Lachman, Кельн, Германия 1991 "Francisco Infante Artefactos". Galeriа Fernando Duran, Мадpид, Испания "Франциско Инфантэ - Рисунки, объекты, артефакты". Галерея Шоллер, Дюссельдорф, Германия "Инсталляция на реке". Галерея Хоффман, Фридберг, Германия "Машина в лесу". Галеpея "Риджина", Москва 1992 "Артефакты Франциско Инфантэ". ГТГ, Москва 1993 "Prodolgenia". Выставка проектов реконструкции звездного неба (1965- 67) "La Base", Сentre d'art contemporain, Levallois, Франция "Francisco Infante, Los Artefactos-92". Galeria Emilio Navarro, Мадрид, Испания 1994 "Франциско Инфантэ - Francisco Infante". Hillside Gallery, Art Front Gallery, Токио, Япония "Минус квадрат, минус круг, минус треугольник, плюс прямоугольник". Государственный музей-заповедник "Царицыно", Москва 1995 "Артефакты Франциско Инфантэ". Экспозиционный зал Рекалде. Бильбао, Испания 1996 Творческий вечер Франциско Инфантэ и Всеволода Некрасова. Литературно-музыкальный салон "Классики XXI века". Москва "Gesprach aus zwei Raumen". Galerie Zollgasse 7, Дорнбирн, Австрия "Inside". Галерея "Кино". Москва "Artefacts Francisco Infante". Galerie "Karenina", Вена, Австрия 1997 Творческий вечер Франциско Инфантэ. Art Forum Gallery. Токио, Япония Международная художественая ярмарка АРТ-МОСКВА, галерея "Кино. ЦДХ, Москва Творческий вечер Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой. Insnituto Universitario Orientale "Invito all` Artefatto". Неаполь, Италия Творческий вечер Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой. Художественная студия, ул.Бодони, 83, Рим, Италия Персональная выставка Франциско Инфантэ. Художественный музей, г.Курган
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1963 Выставка геометрических работ. Центральный Дом работников искусств, Москва 1964 "На пути к синтезу в искусстве". Клуб на Марьинской улице, Москва 1965 "Alternativa attuale 2". Акуилла, Италия Клуб "Виола", Прага, Чехословакия Выставка кинетического искусства группы "Движение". Дом архитектора, Ленинград Галерея "На Карловом наместе", Прага, Чехословакия "Новая тенденция-3". Загреб, Югославия 1966 Выставка кинетического искусства. Клуб Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, Москва "Kunst-Light-Kunst". Эйндховен, Нидерланды "Кинетика". Кельн, Германия "Documenta IV". Кассель, ГерманияN 1968 "Documenta V". Кассель, ГерманияN 1969 "Nuova Scuola di Mosca". Galleria Pananti, Флоpенция, Италия "La biennale-69". Нюрнберг, Германия 1970 "Nuove correnti a Mosca". Мuseo Belle arti Lugano, Лугано, Швейцария 1973 "Кинетизм - что это такое". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва "Progressive Russische Kunst". Galerie Gmurzynska, Кельн, Германия 1976 "Exposition au Musee en Exil" (коллекция А. Глезера). Монжерон, Франция 1977 "La nuova arte Sovietica". La Biennale di Venezia, Венеция, Италия "Современное русское искусство". Palais de Congres. Париж, Франция "Unofficial art from Soviet Union". ICA, Лондон, Великобритания "New art from Soviet Union". Вашингтон, Итака, Нью-Йорк, США 1978 "Rassegna sul dissenso culturale nell`Est europio". Scuola Art e Mestiert, Aula Magna Scuola cantonale di Commercio, Aula Magna Municipio, Sala Patriziale, Bellinzona, Швейцария "Различные тенденции в современном искусстве". Выставочный зал МОСХ на ул. Жолтовского, Москва "Наука и искусство". Дом ученых АН СССР, Москва "Русское неофициальное искусство". Musee du vieux Chateau; Musee des beaux arts de Tours, Тур; Musee des beaux arts de Chartres, Шартр, Франция "Современное неофициальное советское искусство". Муниципальный музей, Токио, Япония 1979 "Цвет, пространство, форма". М.Грузинская, 28, Москва "20 лет неофициальному pусскому искусству". Гоpодской музей, Бохум, Германия 1981 "Nouvelles Tendences de l'art Russe non officiel 1970-80". Le centre culturel de la Villedieu, Париж, Франция "Космос". М.Грузинская, 28, Москва "25 лет советскому неофициальному искусству: 1956-1981". Музей современного русского искусства, Монжерон, Франция "Возможности фотографии". Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва 1982 "Вопросы пластики". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва "Традиция и современность". Выставочный зал на ул. Жолтовского, Москва 1983 "Нетрадиционные материалы в искусстве". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва 1984 "Фотогpафия и искусство". Художественный музей, Таpту "Предметный мир". Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва "Геометрия и пространство". Дом архитектора, Москва "Фото-84". М.Грузинская, 28, Москва "Tradition gegenwart. Russische und sovietische Kunst". Ганновер, Дюссельдорф, Штутгарт, Германия 1985 "Experimental art". International Exhibition. Club of young artists, Будапешт,Венгрия 1986 "Научно-технический прогресс и изобразительное искусство". Центральный дом художника, Москва "Абстракция 60-х". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва "Art of today". 1st International Exhibition. Club of young artists, Будапешт, Венгрия "50 Jahre moderne Farbfotografie". Кельн, Германия 1986-87 Выставка живописи. М.Грузинская, 28, Москва 1987 "Another Russia". Museum of Modern Art, Оксфоpд, Великобpитания "Art of today". II International Exhibition. Club of young artists, Будапешт, Венгрия "Художник и современность". Первое творческое объединение московских художников. "Каширка", Москва "Объект-I". М.Грузинская, 28, Москва "Жилище". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва "Время - пространство - искусство". Выставочный зал СХ Татарии, Казань "Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва "Фотография из России". Юнгманово Намести, Прага, Чехословакия 1988 "Ich lebe - ich sehe". Kunstmuseum, Беpн, Швейцария "Olympiad of Arts". Музей совpеменного искусства, Сеул, Южная Корея "Геометрия в искусстве". "Каширка", Москва "Meine Zeit mein Raubtier". Kunstpalast, Дюссельдорф, Германия "Искусство и современность". Центральный дом художника, Москва "ARCO-88". Галерея де Франс, Мадрид, Испания "Дизайнер-Художник". Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва 1989 "100 Years of Russian Art 1889 - 1989. From Private Collections in the USSR".Галерея искусств и музей современного искусства, Оксфоpд, Великобритания; Выставочный зал Советского Фонда Культуры, Москва "Собpание Ленца Шенбеpга". Центральный дом художника, Москва "Hовый советcкий авангаpд". Галерея "Интернациональный Дом", Hью- Йоpк, США "Зимний пейзаж". Центральный выставочный зал Союза журналистов, Москва "Что есть фотография". 150 лет фотографии. Манис, Прага, Чехословакия "Цветная прессфотография Кодак-89". Центральный выставочный зал Союза журналистов, Москва 1990 "Научно-технический прогресс и искусство". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва "Логика парадокса". Дворец молодежи, Москва "В сторону объекта". "Каширка", Москва Выставка, посвященная 100-летию архитектора Мельникова. Манеж, Москва "The Quest for Self-Expression. Painting in Moscow and Leningrad 1965-1990". Columbus Museum of Art, Колумбус, США "Soviet Contemporary Art" из собрания "Kniga Collection". Сохо, Нью-Йорк, США; Париж, Франция "Photographies". Grand Palais, Париж, Франция "Kunst+Kanal" - "Rhein-Main-Donau". Выставка конкурсных проектов. Нюрнберг, Германия 1990-91 "Дpугое искусство. Москва 1956-1976". Галерея "Московская коллекция". ГТГ, Москва; ГРМ, Ленингpад 1991 "Современное советское искусство: От оттепели до перестройки". Коллекция современного искусства музея "Царицыно". Setagaya Art Museum, Токио, Япония "In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды "Artistas Rusos Contemporaneos no vacio". Auditoria de Galicia, Сантьяго-де-Компостела, Испания "Salon de los 16". Palacio de Velazques; Museo national; Centro de arte reina Sofia, Мадpид, Испания "Back to Square One". Berman E.N. Gallery, Нью-Йорк, США "El apartamento, el sueno del coleccionista". Galeria Fernando Duran, Мадрид, Испания "Shared Earth". Шотландия, Великобритания; Музей декоративного искусства, Москва "La Base an Pays des Soviets". La Base, Levallois-Perret, Франция "Из произведений современных русских авторов". Музей округа Бенешев, Прага, Чехословакия "Die Kunst von innen Bittend". Коллекция Ленца Шенберга. Das tiroler Landesmuseum, Инсбрук, Тироль, Австрия "Картины возвращаются в Россию, картины остаются в России". Париж-Москва-Нью-Йорк. Центральный дом художника, Москва 1992 "Московский pомантизм". Центральный дом художника, Москва "Kolekcja Lenza Schonberga". Galeria Zacheta, Варшава, Польша "The Photographic Experience in Contemporary Russian Art. Herbarium". Kunsthalle Exnergasse; Fotogalerie Wien, Вена, Австрия Первый международный фестиваль искусств им. А.Д. Сахарова. Государственный музей изобразительных искусств, Нижний Новгород "Bilder und gedichte". Художественный музей, Бохум, Германия Выставка коллекции современного искусства "РИНАКО". Цетральный дом художника, Москва 1993 "Collection d'Art Contemporain RINACO. Moscou 1993". Caisse des Depots et Consignations - 56 rue Jacob, Париж, Франция "Искусство из пеpвых pук, или Апология застенчивости". Галерея "Риджина", Москва "Curiosites naturelles". Дом искусств "Антони", Парк Бордо, Париж, Франция "Adresse provisoire pour l'art contemporain russe". Musee de la Poste, Париж, Франция "Art Frankfurt". Франкфурт, Германия 1994 "Искусство современной фотографии. Россия, Украина, Белоруссия". Центральный дом художника, Москва "Europa, Europa". Бонн, Германия 1994-95 "Neue Fotokunst aus Russland". Badischer Kunstverein, Карлсруэ; Galerie im Karmelitenkloster, Франкфурт-на-Майне; Kunsthalle Faust, Ганновер; Museum Volk und Wirtschaft, Дюссельдорф; Neuer Berliner Kunsverein, Берлин; Hertener Fototage, Хертен, Германия 1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия 1995 "Russian Images: 1966-1995". Morlan Gallery, Transylvania University, США 1996 "Архитектура пейзажа" (The Russia - Irish Exchange). Limerick City Gallery of Art, Лимерик, Ирландия Выставка, посвященная 118 годовщине со дня рождения Малевича. Центр Малевича, Москва Art Frankfurt. Edition & Galerie Hoffman. Франкфурт, Германия "Эстетика оттепели". "Каширка", Москва "Летняя выставка". Галерея Moscow Fine Art, Москва "ИН-версия". Нижегородский институт экономического развития. Н.Новгород "Диалог стилей и поколений". Российский культурный центр. Будапешт, Венгрия "Из истории московского перформанса". ИСИ, Москва "Артотека в Москве". ЦДХ, Москва "Nonconformist art from the Soviet Union, 1956-1986". The Norton and Nаncy Dodge Collection. Iane Voorhees Zimmerli Art Museum Rutgers, the State University of New Jersey, США "Русская утопия. Депозитарий". VI международная выставка архитектуры. Венецианская биеннале, Италия "Современное русское искусство". Коллекция Лис Янструп и Йенса Грегерсена. ГТГ, Москва 1997 "Кредо". Российский Фонд культуры, Москва "From Gulag to Glasnots: contemporary art in the USSR/NIS". International images, LTD. Sewickley P.A., США "Госпремия - 96" "ФОТОЭСТАФЕТА: от Родченко до наших дней", Галерея "А-3". Музей Фотографических Коллекций, Москва "Россия мнимая и настоящая". Российский культурный центр, Будапешт, Венгрия "Гармония контрастов. Русское искусство втрой половины XX века" (выставка-аукцион), Объединение "Магнум Арс", РАХ, ГТГ. Российская Академия Художеств, Москва "Русские конструктивисткие начала: заботы настоящего времени". Художественная галерея университета штата Мериленд, штата Нью Хемпшир, Дикинсон колледж штата Пенсильвания, Мировой банк в Вашингтоне, США "It`s a better world". Музей "Сецессион", Австрия, Вена; Art Forum Gallery, Мерано, Италия (каталог) Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж", ГРМ. Манеж, Москва (каталог Автор о себе Современный мир техничен. Техника представляется мне неким новым пространством, возникшим на пути эволюции человечества, которое ему предстоит пройти. Начиная с 1962 года я осваивал некоторые формы в искусстве, где технический пафос был явным - это геометрическое искусство, кинетическое искусство, художественная область футурологических проектов и, наконец, с 1976 года форма, которую называю "Артефакты". Эта последняя определяется интересом к художественному синтезу, увиденному мною благодаря сконструированному игровому взаимодействию между искусственным объектом и природой. Пытаясь разобраться в ощущении Тайны, владевшей моим сознанием многие годы, я как-то внезапно открыл для себя неизъяснимую глубину слова "Артефакт". И до этого открытия я, конечно, произносил это слово наряду со множеством других, но каждый раз, видимо, не сливаясь с бесконечностью его смысла. Когда же слово открылось - оно стало моим, наполнилось смыслом, который созрел в моих представлениях. Тогда я постарался рационально истолковать этот новоявленный для меня смысл и увидел, что слово "артефакт" может иметь несколько значений. Здесь я остановлюсь на тех, которые имеют отношение к осваиваемой мною художественной системе. Словом "артефакт" обозначается вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и, стало быть, автономная по отношению к природе. И хотя пафосу автономности артефакта следует доверяться осторожно, потому что его создатель - человек - тоже состовляющее природы, все же символически важен момент вычленения артефакта как искусственного объекта, дополнительного к природе. Такая автономность артефакта важна для выявления новых художественных связей между искусственным объектом и природой. С художественностью соотносится иное прочтение артефакта - как Артфакта, который требует полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой. Здесь он предстает как вечная символическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но таинственным образом случающееся. Артефакт в древних культурах - это символ тайны. В древней Персии - черная стела-параллелепипед. В Амирабадской культуре - это тоже стела, но со скрученными на 90 градусов относительно друг друга противоположными основаниями. Артефакты свидетельствуют о бесконечности мира, о связи всего сущего с тайной, реально этот мир наполняющей. Критика Франциско Инфантэ это художник парадокса. Дело не только в том, что случай и игра являются центральными для его художественного мировоззрения, но, как и многие другие художники, работающие в геометрической или конструктивистской традиции, он постоянно выбирает для себя нелегкий путь между логичностью и нелогичностью, эстетическим ритуалом и отвержением этого ритуала. Отдавая должное свойствам математического порядка, экономии материала и эффективности современной техники, Инфантэ снова и снова возращается к идее "случайности" - к этому "вдруг" волшебной сказки, которое, как писал в 1918 году критик Абрам Эфрос, является отличительной чертой примитивного или детского искусства. С первого взгяда может показаться, что такое отождествление искусства Инфантэ с какой-то детской страной чудес несколько принижает его достоинства, но на самом деле, эта способность ошибаться, обходить и представлять в новом, неожиданном свете установившиеся визуальные нормы и условности всегда являлась и до сих пор является решающим стимулом в деле создания оригинального искусства. У Инфантэ этот элемент случайности и абсурдности особенно интригует из-за бросающихся в глаза четкой внешней организации, структурной упорядоченности и холодной просчитанности, присущих его творчеству - конструкциям, фотографиям и утилитарным проектам. Он действует, как инженер в аэродинамике, который, хотя и учитывает все возможные варианты и случайности, всегда основывает свои проекты на строгом наборе математических коэффициентов. Наверное такая аналогия понравилась бы самому Инфантэ - художнику, который всегда с оптимизмом и энтузиазмом высказывается о возможностях науки и техники - от видео-камер до межгалактических путешествий. А вызвано это поклонение глубокой верой, общей и для инженера, и для художника, в то, что сущность жизни - это процесс, а не результат, множественность, а не единичность. Кстати, именно поэтому так важно относиться к фотографиям Инфантэ не как к статичным "произведениям искусства", а именно как к документам, фиксирующим его артефакты, которые сами, в свою очередь, всего лишь моменты континиума. Ведь Инфантэ начал свою творческую деятельность с группой "Движение" в Москве в 1962 году именно как художник-кинетист. Если все вокруг нас - процесс, движение и серийность, то как может художник "остановить мир и удалиться"N В 1970-х и 80-х Инфантэ пытался решить эту проблему в своей концепции артефакта -"геометрического объекта, вынесенного в природную среду". Действуя по этому методу, художник устанавливает разного размера зеркала под разными углами в природном ландшафте (это может быть земля, песок, снег, вода, листва и т.д.) таким образом, чтобы добиться оптической двусмысленности. Воздушность этих зеркал, их отражательная способность производят впечатление, что эти объекты в действительности являются органической частью окружающей среды, то есть, что они сами творения природы, а не человека, тогда как искаженные образы, которые они порождают говорят об обратном - что они чужие в этой среде. В результате Инфантэ удается установить серию взаимодействий между природой, художником и зрителем, обращаясь тем самым к важнейшей дихотомии "естественного" и "искусственного"; затем он фиксирует отдельные моменты, или "единицы" этого зрительного опыта в фотографиях, которые впоследствии часто перемешивает, создавая новые циклы (такие как фотоальбом "Присутствие"). И опять Инфантэ решает эту проблему парадоксом, определяя художнику роль посредника между "естественным" и "не-естественным". Это нашло свое наиболее яркое выражение в снежных перформансах, которые он вместе со своей женой Нонной Горюновой проводил в 70х годах, и в которых странные театрализованные существа исполняли иератические танцы в снегу; в сочетании городского и сельского, таком как марш череды целлофановых пакетов по земле в воду (1977); и в игре с деревьями и фольгой (80-е), когда Инфантэ прикреплял кусочки фольги с разными интервалами на стволы и ветки деревьев, в то же время сохраняя впечатление, что фольга остается фронтальной и находится в равновесии. Изощренный дискурс этих артефактов заставляет нас ставить под вопрос сами понятия "здесь" и "там", "близко" и "далеко", "симметрии" и "асимметрии". Эти общие знаменатели - процесс, игра, художник как посредник - роднят искусство Инфантэ с традициями русского авангарда, в частности с работами Малевича, Габо, Александра Родченко и Владимира Татлина.
Дж.Э.Болт. Каталог выставки "Francisco Infante from Moscow" International Images Ltd., Севикли, США, 1989
Комментарии пользователей
|
|
|