Константинова (Алексеева) Мария Михайловна(Художник)
Комментарии для Константинова (Алексеева) Мария Михайловна
Биография Константинова (Алексеева) Мария Михайловна
1953 родилась в Москве 1980 окончила МГХИ им. Сурикова (факультет живописи, отделение театра) с 1983 член Горкома графиков с 1993 член МСХ Участие в выставках, аукционах ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1992 Однодневная выставка на Кузнецком мосту. Москва
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1977-87 Выставки Объединения молодых художников в залах СХ СССР. Москва 1986 XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва 1987 Первая выставка Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пересветов пер., Москва 1988 Вторая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер. Москва. 1989 "Дорогое искусство". Дворец молодежи, Москва "Недорогое искусство". Первая Галерея, Москва Новый Иерусалим (выставка-акция). Клуб Авангардистов, Новый Иерусалим, Московская обл. "Перспективы концептуализма". Пересветов пер., Москва 1990 "Женщина как объект и субъект искусства". "Каширка", Москва "АРТ МИФ 1". Цетральный дом художника, Москва
"The Work of Art in the Age of Perestroika". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США "Шизокитай". Клуб Авангардистов. Выставочный павильон на Фрунзенской набережной, Москва "Inspiration. Junge Kunst in Europa". Ганновер, Германия "Работница". Выставочный зал, Октябрьская, 26, Москва 1991 "Вредные сувениры" (совместно с Н.Козловым). Первая Галерея, Москва "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва "Посещение". Пересветов пер., Москва "Мамка-космос". Галерея "Пропеллер", Пpофсоюзная, 100, Москва "Новеченто". L Галерея. Центральный дом художника, Москва "MANI Museum - 40 Moskauer Kunstler im Frankfurter Karmelitenkloster". MАНИ. Франкфурт-на-Майне, ФРГ "Perspectives of Conceptualism". The University of Hawaii Art Gallery, Гонолулу; Clocktower Gallery, Public School 1, Нью-Йорк, США "Art Messe". Франкфурт-на-Майне, Германия 1992 "Сердца четырех". Дом офицеров, Москва 1992-93 "Perspectives of Conceptualism". North Carolina Museum of Art, Raleigh, США "Гуманитарная помощь, посылки для Германии. 27 Московских художников". Цетральный дом художника, Москва; "Humanitare Hilfe, Packchen fur Deutschland". Tranenpalast, Берлин, Германия 1993 "Белая Ночь". Якут Галерея, Москва 1994 "Рисунки". Айдан Галерея, Москва "Outsider Art Fair". Нью-Йорк, США 1995 "Зимний сад". Культурный центр "Феникс", Москва "Esotericum". XL Галерея, Москва "Сухая вода". Бахчисарайский дворец-музей, Бахчисарай, Крым "Прогулки за горизонт". Профсоюзная ул., д. 100, Москва "Работница-2". L Галерея, Москва "О доме". Профсоюзная ул., д. 100, Москва 1996 "Бархат, дерево, бумага". Галерея "Obscuri Viri", Москва ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1995 "Зимний сад". Культурный центр "Феникс", Москва "Esotericum". XL Галерея, Москва "Сухая вода". Бахчисарайский дворец-музей, Бахчисарай, Крым "Прогулки за горизонт". Профсоюзная ул., д. 100, Москва "Работница-2". L Галерея, Москва "О доме". Профсоюзная ул., д. 100, Москва 1996 Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва "10 лет Клубу Авангардистов". Пересветов пер, Москва (каталог) "Московская студия". Галерея "Хемистайл", Вашингтон, США (каталог) 1997 "Второй пункт". Культурный центр "Феникс", Москва "Экология пустоты". ИСИ, Москва Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва "История в лицах" (из коллекции современного искусства Музея-заповедника "Царицыно"). Самара. Пермь. Новосибирск. Екатеринбург (каталог) "Современное русское искусство". Будапешт, Венгрия "Депозитарий 1". Манеж, Москва 1998 Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА, галерея "Obscuri Viri". Малый Манеж, Москва Критика Отворилась дверь, я прошла по длинному коридору и оказалась... в картине. "Для меня комната - это тоже картина, предмет искусства, - говорит ее хозяйка Мария Константинова. Иногда я переставляю мебель, меняю что-то местами, но все равно это статика, где замерзший вокруг мир поддерживает мою собственную стабильность". Мария Константинова родилась в семье архитекторов, училась в Московской средней художественной школе, потом поступила на театральный факультет Суриковского художественного института. Театр, театр... Увы, театр Марию не увлекал. "Я индивидуалист по натуре, а театральное действо - процесс коллективный, сумбурный. Я не хочу, чтобы режиссер говорил мне, что и как рисовать, а актеры капризничали: "Не надену этот костюм". Она не сделала ни одного спектакля, единственной данью Мельпомене стала дипломная работа - варианты костюмов к "Двадцатой ночи" Шекспира. Марии хотелось создать достоверные, соответствующие эпохе образы, соразмеряя игру воображения с историей костюма и историей искусств. Абсолютная любовь к этой самой истории и стала основной темой ее творческих размышлений. Ранние работы, назовем их условно "мягким" рядом в отличие от нынешнего, более агрессивного, несут отпечаток "исторически искусственных" прототипов. Но это не работы "под" старых мастеров, это работы "со" старыми мастерами, попавшими у Марии в некий калейдоскоп: кранаховская девушка, увенчанная китайскими символами - пионом, бабочкой и птицей, крито-микенская девушка, персонажи, как вы могли заметить, все женские, где мягкость и гибкость линий заложены самой природой. "Даже если я нарисую мужчину, он все равно получится каким-то женственным." - смеется Мария. И здесь нет никакого подтекста, все дело в пленительной грации линий. Художницу, которая очень любит Бердслея, интересуют фигуры, получающиеся вне персонажного изображения, случайные контуры, "дырочки". А что же персонажиN Он (онаN) родился не сразу. Прихотливый случай натолкнул художницу на картинку в книге одного профессора психологии - фотографию известных сиамских близнецов - Маши и Даши Кривошляповых. Наверное, многие помнят этих удивительных девочек - две фигуры на одних ногах. Поразительный феномен привел к изобретению неожиданного персонажа - женской натуры с внезапно проявляющейся в разных местах зеркальной осью. Визуальный калейдоскоп совпал с калейдоскопом историческим (подобные закручивания свойственны буддийской традиции, тантрическому танцу). Итак, образ был обретен, а предметные символы древних культур трансформировались в знакомые. Волшебный калейдоскоп рассыпал пестрые эзотерические графемы и иероглифы по нежному телу персонажа, по дырочкам и цветовому фону. Любопытно, что в древности знакам придавали сакральный смысл. Не всегда "письменность" носила универсальный, смысловой характер. Часто заключенный в знаках текст был понятен лишь автору, знавшему особый код. Может быть, далекие потомки и займутся дешифровкой письмен Марии Константиновой, но современникам открою секрет: для Марии знак - скорее линия, форма, а не смысл. Предметная работа с формой знака привела к использованию особых материалов - переплетающиеся звезды и свастики из атласа, эзотерические символы, возлежащие на орденских подушечках. Когда советский строй зашатался, появилась возможность открыто шутить над мощнейшими символами - Звездой и Свастикой; их кричащая агрессивность поплыла, стала вдруг мягкой и нежной. И эти знаки (между прочим, тоже обладающие своей зеркальной точкой) принялись сплетаться и совокупляться. Серия мягких объектов Константиновой имела шумный успех, к которому художница осталась совершенно равнодушна. "Честолюбие у меня напрочь отсутствует, я не могу куда-то активно стремиться или, как это модно теперь говорить, "менять вектор". Мне ближе анонимность древних, возвышавших созданный предмет над личностью создателя. Не сочтите это сверхсамомнением, но я бы с удовольствием сделала анонимную выставку". Перечень отечественных и зарубежных выставок, в которых принимала участие Мария Константинова, внушителен. Ее картины и объекты можно встретить в немецких и американских коллекциях, модные московские галереи охотно работают с ней, среди любимых - Айдан-галерея, XL-галерея Елены Селиной, где в этом году прошла выставка "Карты Таро". Мария делала для нее несколько фантастических работ. В восьмидесятые годы зарабатывать на жизнь живописью было сложно. Помогли заказы в издательствах, в "Книге" с иллюстрациями Марии мизерным, правда, тиражом вышла изумительная книжечка А.Погорельского "Двойник, или мои вечера в Малороссии". "Совершенно случайно я оказалась мастером детской научно-популярной литературы. В работе над "Почемучкой" принимали участие многие мои друзья. Книга выдержала десятки переизданий. Жаль, что не увидел свет эпос "Калидаса", иллюстрации к которому тоже делала Мария. Она вспоминает, что всегда рисовала "для себя". "Для себя" рисуется и нынешний ряд, его можно было бы назвать агрессивным. Но агрессивен он лишь по цвету. Устаревшие академические каноны, особенно учение о "грязном цвете", подтолкнули Марию к использованию цвета чистого, свойственного народному лубку или тибетским иконам - танка. Чистым цветом Мария рисует себе друзей. Их дивные лики, сопряженные с ироничной эзотерикой, позволяют углубиться в рассуждения о новой иконографии на рубеже ХХ1 века. Но мы не рассуждаем, мы просто смотрим в калейдоскоп, любуясь затейливым узором, составленным из истории искусств, зеркальности и анонимности. "Друзья" сплетаются для Марии в более привлекательную реальность, нежели та, что бурлит за пределами ее квартиры-картины. В этой реальности - восхитительное сочетание цвета, пластики, линий, форм, хитрые исторические сплетения и смутная ирония в мерцании древних культур.
А.Беркут. "Новая иконография Марии Константиновой". - Harper`s Bazaar, 1996, март-апрель
Комментарии пользователей
|
|
|