ЮНУСОВ Гейюр - Абил оглы(Художник)
Комментарии для ЮНУСОВ Гейюр - Абил оглы
Биография ЮНУСОВ Гейюр - Абил оглы
Родился 26 марта 1948 года в Баку. В 1971 году окончил Азербайджанское государственное художественное училище им. Азим-заде. В 1977 году окончил Тбилисскую академию художеств. В каких собраниях работы Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее искусств народов Востока в Москве, Музее дружбы народов в Тбилиси, Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. Мустафаева в Баку, частных коллекциях в России, США, Германии, Франции, Турции, Англии, Болгарии, Чехословакии, Югославии. Участие в выставках, аукционах 1988 Персональная выставка. Баку; 1988 Персональная выставка. Кустанай. Казахстан; 1988 Персональная выставка. Павлодар. Казахстан; 1989 Персональная выставка. Алма-Ата. Казахстан; 1990 Перестройк`арт год 5-й. Галерея L`orangeraie, Сен Поль де Ванс, Франция; 1990 Выставка советских художников. Стамбул. Турция; 1992 Персональная выставка. Баку. Азербайджан. Критика Действие картин Г. Юнусова редко происходит на конкретном фоне амираджанского пейзажа на окраине Баку. Чаще всего это пространство не столько реально существующее, сколько рожденное в глубинах сознания, увиденное внутренним взором человека, много и основательно размышляющего об основах бытия, о связи времен, о череде сменяющих друг друга поколений. Где бы мы ни встречались с произведениями Юнусова - в его мастерской или просторных музейных залах - неизменно обнаруживается их сосредотачивающее эпическое действие, достигаемое напряженным горением цвета и символикой молчаливых предстояний. Перед нами выстраивается длинная череда окутанных клубящейся тьмой и густыми тенями фигур большеглазых печальных восточных женщин в красных и коричневых национальных одеждах. Еще более статичны и отстраненны от мирской суеты фигуры и спокойные лица мужчин. А рядом с теми и другими, или за их плечами нередко появляются загадочные мифические существа, чье древнее мусульманское происхождение выдают рога или крылья неведомых реальному миру быков и птиц. Их появление на холсте в самых будничных сценах патриархальной жизни кажется таким же естественным, как появление домашних животных на огороженных каменными заборами дворах старого Амираджана. В принципе Юнусов явно настроен на архаику, на то, что Пушкин называл "уважением к преданию". Отсюда его склонность к вечным изобразительным категориям и проверенным знаковым системам. Затейливая арабская вязь древних изречений и цитат из Корана органично вводится им в живописную структуру холста и начинает существовать наравне с кронами деревьев, клубящимися облаками или сочными грудами фруктов и букетов цветов... ...Симпатично, что развитие художника можно четко проследить по целому ряду последовательных этапов становления его живописной манеры, начиная от ученического периода начала 70-х годов, когда собственное видение мира в значительной степени опиралось на заемные способы выражения, до сравнительно недавнего времени (конец 70-х - начало 80-х), когда экспрессивная живописная техника носила временами самодавлеющий характер и, наконец, обретение себя в произведениях второй половины 80-х годов, когда художник реально почувствовал корни национальной традиции. "Мне нравятся художники, которые могут противоречить себе",- говорит склонный к самоанализу художник. И мы, разумеется, можем применить это высказывание к его собственному творчеству, которое не содержит в себе тенденции к самоконсервации. Примером тому - новые обращения художника к различным графическим техникам, будь то цветная пастель (панда), обычный карандашный рисунок или рисунки пером в маленьких альбомах-дневниках. Но, как бы ни были удачны отдельные графические серии Юнусова, главная его страсть - живопись. Именно ей подчинены все поисковые зарисовки и постоянные ежедневные наблюдения, именно о ее таинственных законах размышляет художник, вглядываясь в картины великих мастеров прошлого и своих выдающихся современников, повторяя про себя: "Живопись, живопись..." Будем надеяться, что главные открытия Гейюра Юнусова впереди, хотя и на сегодняшний день им сделано немало.
В.Мейланд Библиография З. Алиев о творчестве Г. Юнусова, журнал "Улдуз", N3, 1986, Баку, Азербайджан; Каталог выставки "Перестройк`арт год 5-й", 1990, Сен Поль де Ванс, Франция; Каталог выставки в галерее "Арт Модерн", 1990, Москва; Каталог выставки галереи "Модус - Вивенди", Стамбул, 1990; В.Мейланд "Время свободного выбора", журнал "Литературная учеба", N5, 1987.
Комментарии пользователей
|
|
|