(Bacon)
(ок. 1214, Илчестер, Сомерсет, Англия - 11.06.1294, Оксфорд)
Учился в Оксфордском университете, где позднее преподавал. В 1257 г. был отстранен от преподавания, в 1277 г. его защита
астрологии была осуждена генералом францисканского ордена. В 1278 г. Б. был заключен в монастырскую тюрьму.
Критикуя легковерную приверженность к авторитетам, абстрактные и непроверяемые теоретические
построения, Б. противопоставлял им принцип конкретного опытного знания (мистического - в области веры, эмпирического - в области естествознания); отсюда - его призыв к разработке оптики, механики (практической геометрии), интерес к инструментарию научного познания, будь то лингвистические предпосылки для адекватного прочтения Библии и Аристотеля или приборы для астрономического наблюдения неба. Математику Б. оценивал как "дверь и ключ" к прочим наукам. Б. внес заметный вклад в развитие философии
астрологии, систематизировал понятие об элементах, выдвинув идею о качественно различных элементах, комбинации которых создают различные вещи. Б. определил место
астрологии в системе человеческих знаний: она стоит в ряду универсальной науки, цель которой - овладение тайнами природы. "Он говорит, что светила в их движении и взаимном положении суть настоящие источники судьбы человека, что весь характер и склад жизни человека определяется положением их на небе в момент его рождения, и что нет ничего легче, как познать и прошедшее и будущее с помощью
астрологических таблиц, которые, кстати сказать, самим же Б. и были изготовлены" [6]. Но при этом Б. отстаивал представление о том, что воля человека является свободной, а светила определяют только тенденции судьбы.
Б. иногда приписывается популярнейший средневековый трактат "Зеркало астрономии" ("Speculum astronomiae") - без достаточных на то оснований. Скорее всего, этот трактат написан Альбертом Великим. Однако и из других сочинений Б. очевидно, что он не только признавал
астрологию, но и активно ею интересовался. Магия и
астрология тесно связывались Б. с математикой и экспериментальной наукой. Более того, он считал возможным даже для
религий найти
астрологическое объяснение. Так, христианство он считал находящимся под управлением Меркурия, а ислам - под покровительством Венеры. Эта концепция впоследствии вызвала активную критику со стороны теологов и деятелей церкви. Признавая юдициарную
астрологию, Б. при этом различал истинную и запрещенную
астрологию (последняя переплетается с колдовством).
Имея степень
доктора богословия и почетный титул "doctor mirabilis" ("изумительный
доктор"), Б. был также выдающимся механиком, алхимиком, физиком и сделал ряд открытий и изобретений, казавшихся современникам волшебством. Ему приписывают изобретение пороха и умение делать зажигательные стекла. Согласно легенде, Б. также изготовил бронзовую голову, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось, произносила предсказания, когда на самом деле это были слова, произносимые им самим в другой комнате.
В своем трактате "Удивительная сила искусства и природы" он предсказывает использование пара как движущей силы, описывает гидравлический пресс, водолазный колокол и калейдоскоп. Б. предугадал также изобретение телефона, самодвижущихся повозок, телескопа, летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Литература:
1.
Бэкон Роджер.// Философский энциклопедический словарь.
2.
Астрологический толковый словарь.
3. Полный
православный богословский энциклопедический словарь.
4. Блаватская Е. Теософский словарь.
5