Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)
ФАНДЕРА ОксанаФАНДЕРА Оксана
ЧАДОВ Алексей АлександровичЧАДОВ Алексей Александрович
Сибагатуллин Фатих СаубановичСибагатуллин Фатих Саубанович
Сара КоннорСара Коннор
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Плетнев Петр Александрович

(Известный критик Пушкинской эпохи)

Комментарии для Плетнев Петр Александрович
Биография Плетнев Петр Александрович
1792 - 1862
Происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 г. занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 г. состоял и ректором. Плетнев принадлежал также к составу второго отделения Академии Наук со времени его образования в 1841 г.; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и др. особам царского дома. Очень рано Плетнев близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнев был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский , и Пушкин, и Гоголь ; всем им Плетнев служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили. Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в "Соревнователе", "Трудах Вольного Общества любителей российской словесности", "Северных Цветах" и др. журналах и альманахах и которые, при гладкости стиха, местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнев вскоре перешел к литературной критике, сделавшись выразителем теоретических воззрений Пушкинского кружка. Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова (в "Соревнователе", 1822), Плетнев доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врожденный талант должен потратить массу труда, чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту. Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений Пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма, с его стремлением, путем риторики и пиитики, искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачей которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнева заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, еще ранее критических очерков не только Веневитинова , Киреевского , Надеждина , но и Полевого , он ввел характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся еще в 1822 г. оценки Жуковского и Батюшкова . Плетнев уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать наконец на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича "Рыбаки" (1822) он делит поэзию на "всеобщую" или "неопределенную" и "народную", и отдает предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнев в 1833 г. посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнев составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, об ее связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости "красок и жизни", без которых литература сделалась бы "сухим изложением отвлеченностей". Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнев не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнев всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и, вообще, признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя, с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок "Мертвых душ" (в "Современнике", 1842). Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетневу с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840 г. - Тургенева , Достоевского , Писемского , Островского , Плещеева , Ап. Майкова , Полонского , Белинского , однако он не в состоянии был понять и относился к нему с озлоблением. В продолжение семи лет (с конца 1824 г.) с бароном Дельвигом , а с 1832 г. - с Пушкиным, Плетнев разделял труды по редактированию "Северных Цветов", а в 1838 - 1846 годах был преемником Пушкина по редактированию "Современника"; но последний журнал, в руках Плетнева, мало принимал участия в новом литературном движении. "Сочинения и переписка" Плетнева изданы Я. Гротом в трех томах (Санкт-Петербург, 1885). Много материалов для характеристики Плетнева в "Переписке Я.К. Грота с П.А. Плетневым" (Санкт-Петербург, 1896). См. ст. Скабичевского в "Вестнике Европы" (1885, ? 11) и Л. Майков "Историко-литературные очерки" (Санкт-Петербург, 1895).


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
КОНСТАНТИНОВ Петр Александрович
КОНСТАНТИНОВ Петр Александрович
КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович
КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович
ДОБРОВОЛЬСКИЙ Виктор
ДОБРОВОЛЬСКИЙ Виктор

Новости по темеПлетнев Петр Александрович:
Плетнев Петр Александрович, фото, биография
Плетнев Петр Александрович, фото, биография Плетнев Петр Александрович Известный критик Пушкинской эпохи, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь