ГРЕК Максим(Мыслитель, философствующий богослов, переводчик.)
Комментарии для ГРЕК Максим
Биография ГРЕК Максим
ок.1470-12/21.12.1555 Общая информация (в миру Михаил Триволис) Молодость провел в Италии, подолгу жил во Флоренции, Венеции, посещал Болонью, Падую, Милан, общался с Полицано, Фичино, Мануцием, слушал Савонаролу, под влиянием которых стал доминиканским монахом. В 1504 г. М.Г. покинул Италию и под именем Максим постригся в правосл. Ватопедском монастыре Афона. В 1516 г. константинопольский патриарх направил М.Г. в Москву для перевода 'Толковой Псалтири'. Знакомство М.Г. с Вассианом Патрикеевым стало для М.Г. роковым, т.к. лидер рус. нестяжателей вовлек его в церк. споры и интриги, завершившиеся обвинением в ереси, церк. осуждением и заточением в Иосифо-Волоколамский монастырь. Умер он в Троице-Сергиевой Лавре. Полемические соч. против ереси жидовствующих, против латинян, астрологии и апокрифов; сочинения полит. и обществ.-соц. характера. В оригинальных работах М.Г., таких, как 'Толкование именам по алфавиту', 'О пришельцах философах', 'Беседование о пользе грамматики', 'Беседа души и ума', 'Беседует ум к душе своей', прослеживается традиция платонического философствования, усложненного философемами апофатического богословия. М.Г. оказал значительное влияние на развитие рус. средневекового философствования. (По материалам кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995) Характеристика воззрений Идеи Максима Грека открывали широкий простор для обсуждения в рамках православного миросозерцания морально-философских и научных проблем. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995. С. 28). Учение Максиму Греку было известно учение о царе-тиране. И он поучает Ивана Грозного, что истинный царь и самодержец тот, который 'правдою и благозаконием' устраивает житейские дела своих подданных. Этим определяются пределы самодержавия: во-первых, выдвигается требование соответствия царя христианско-нравственному идеалу, а во-вторых, апервые выдвигается принцип подчинения царя законности. В своих идейных исканиях Максим Грек выступает как идеолог предвозрожденческого гуманизма, считая заботу о духовном и телесном благосостоянии народа общим делом царской и церковной властей. (Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997. С. 34). Главные сочинения Гл. соч.: Толкование именам по алфавиту; О пришельцах философах; Беседование о пользе грамматики; Беседа души и ума; Беседует ум к душе своей. Сочинения Соч.: Соч. Казань, 1894-1897. Ч. 1-3; Соч. преподобного М.Г. в рус. переводе. Догматико-полемич. его сочинения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910. Литература Лит.: Клибанов А.И. К изучению биографии и лит. наследия М.Г. // Визант. временник. 1958. Т. 14; Иванов А.И. Лит. наследие М.Г. Л., 1969; Синицына Н.В. М.Г. в России. М., 1977; Громов М.Н. М.Г. М., 1983; Буланин Д.М. Переводы и послания М.Г. Неизд. тексты. Л., 1984.
Комментарии пользователей
|
|
|