(1722-28.11/9.12.1794)
Общая информация Образование получил в Киево-Могилянской акад. По переселению на Афон им была основана монашеская община - скит св. Илии. П.В. как бы продолжил дух. дело Нила Сорского, исихатские традиции умного делания. В 1790 г. П.В. стал архимандритом Нямецкого монастыря и сосредоточился на лит.-духовной
работе с
учениками. Результатом стало 'Добротолюбие' - перевод с греч. яз. памятника с таким же названием, содержащего в себе тексты вост. Учителей и Отцов Церкви. П.В. оказал влияние на Игнатия Брянчининова. (По материалам кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995)
Учение П.В. был современником Г.С.Сковороды, но являл собой совершенно иной тип философствования, а именно философствующего богослова. (Абрамов А. в кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 397).
Главные сочинения Об умной или внутр. молитве. Соч. блаж. старца схимонаха и архим. П.В. М., 1902.
Сочинения Добротолюбие в рус. переводе, т. 1-5. М., 1895-1900; Об умной или внутр. молитве. Соч. блаж. старца схимонаха и архим. П.В. М., 1902.
Литература Яцимирский А.И. Славянские и рус. рукописи румынских б-к. СПб., 1906; Житие молдавского старца П.В. М., 1845; Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и П.В. // Сб. статей, посвящ. С.Ф.Платонову. СПб., 1911; Иванов В. Рус. добротолюбие // Моск. патриархат. 1917-1977. М., 1978; Четвериков С. Путь умного делания и дух. трезвения // Путь. 1926. ? 3; Он же. Старец П.В., вып. I-II. Печеры, 1938.