НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович(Религиозный философ, разрабатывал проблемы антропологии.)
Комментарии для НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович
Биография НЕСМЕЛОВ Виктор Иванович
1/13.1.1863 - 6.1937 Общая информация Окончил Казанскую Духовную Академию и потом был ее профессором по кафедре логики и философии. Продолжил сократовскую традицию философствования, противопоставляя ее аристотелизму. Разрабатывал психологическое доказательство бытия Божия, выводя из безусловного начала в человеке существование абсолюта вне его. Предшественник экзистенциализма Н. Бердяева. Характеристика воззрений "Труд проф. В.Несмелова "Наука о человеке" (Казань, 1898) распадается на 2 тома; в первом изложена психология личности, во втором метафизика жизни. При анализе психических явлений сознание оказывается всеобщей формой их выражения, а при анализе душевной деятельности оно оказывается процессом формации их; благодаря этому положению открывается возможность перехода от физиологической психологии к спиритуалистической.При анализе душевных явлений мысль совершенно не принимается в расчет, при анализе же душевной деятельности она оказывается живым процессом связи психических явлений и единственным процессом развития душевной жизни; этим дан переход от ассоциационной психологии к психологии живого развития духа. Человек противополагает себя как свободную причину, как деятеля внешнему миру. Анализируя содержание сознания,Несмелов усматривает в нем основное выражение человеческого самосознания, которое само по себе может и не входить в содержание внешнего самоопределения и потому может и не быть элементом самопознания. Сознание, однако, лежит в основе душевной деятельности и представляет собою единственное условие, в силу которого возможно психическое развитие. Вся разгадка душевного развития заключается в том, что человек существует как простая вещь физического мира, а реальной природой своей личности изображает в мире безусловную сущность. Во второй части проф. Несмелов анализирует религиозные и метафизические вопросы, как, напр., проблему зла. Этот замечательный труд представляет возвращение к традициям религиозно-философской мысли, столь близкой к шеллингианству и в то же время и православной духовно-академической философии".(Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 170-171) Учение Происхождение идеи Бога 'Образ безусловного бытия реально дан человеку природою его личности'. (Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1906. Т. 1. С. 246). Главные сочинения 1 / Наука о человеке. Т. 1. Казань, 1898 / 3-е изд. - 1905 /, Т. 2. 2-е изд. 1907; 2 / Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. Сочинения 1. Догматическая система святого Григория Нисского. Казань, 1887; 2. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. Казань, 1895; 3. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1898-1903; 2-е изд., испр. и доп. Казань, 1905-1906; 4. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.Белгородский М.М. Разгадавший тайну человека. О философском наследии В.И.Несмелова. 1863-1937 // Советская библиография. 1992. ? 1. С. 113-121; Наука о человеке. В 2 т. Казань, 1994. Литература Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991). С. 445-450;Белгородский М.М. Разгадавший тайну человека: О философском наследии В.И.Несмелова. 1863-1937 // Советская библиография. 1992. ? 1. С. 113-121;Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX - XX веков. Н.Новгород, 1992;Антоний (Храповицкий). Новый опыт учения о богопознании // Полн. собр. соч. Т. 3. Казань, 1900;Бердяев Н.А. Опыт филос. оправдания христианства: О кн. Несмелова "Наука о человеке" // Рус. мысль. 1909. ? 9;Глубоковский Н.Н. Рус. богословская наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1929;Зеньковский В.В. История рус. философии. Т. 2. Париж, 1950;Николаев А. Богословские труды проф. В.И.Н. // Журн. Моск. патриархии. 1937. ? 8;Константин (Горянов), епископ. Жизнь и творчество Н. // Человек. 1992. ? 2.
Комментарии пользователей
|
|
|