Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)
ФАНДЕРА ОксанаФАНДЕРА Оксана
ЧАДОВ Алексей АлександровичЧАДОВ Алексей Александрович
Сибагатуллин Фатих СаубановичСибагатуллин Фатих Саубанович
Сара КоннорСара Коннор
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

(Философ, публицист, поэт.)

Комментарии для СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
Биография СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
16/28.1.1853 - 1/13.8.1900

Общая информация Создатель философии Всеединства.Окончил Моск. ун-т (1873), в течение года был вольнослушателем Моск. Духовной Академии.В 1874 защитил магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)", а в 1880- докторскую "Критика отвлеченных начал". Педагогическая деятельность С. прервалась в 1881 после публичного обращения к царю о помиловании убийц Александра II. В творчестве С. выделяют три главных периода: 1) 1874- 1881, когда методом "критики отвлеченных начал" строится концепция положительного всеединства, 2)1881- 1889, этап, отмеченный созданием романтической утопии всемирной теократии, 3) 1889- 1900, характеризуется возвратом к философско- теоретическим вопросам, разработкой этической концепции, обоснованием эстетики, завершением теории познания, нарастанием эсхатологических настроений. В философии всеединства утверждается относительность всех конкретных форм бытия и безусловность Сущего, которое мыслится как начало всякого бытия. Теологическими аспектами Абсолютного являются Логос и София. Гносеологией всеединства выступает учение о "цельном знании", в котором снимается противоречие науки, философии и теологии. Осн. труды С.: "Философские начала цельного знания" (1877), "Чтения о Богочеловечестве" (1877- 1881), "Исторические дела философии" (1880), "Оправдание добра" (1894- 1898), три статьи по гносеологии- "Теоретическая философия"(1897- 1899) и многочисленные трактаты и статьи ("Смысл любви", "Общий смысл искусства", "Русская идея", "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории","Россия и вселенная церковь"). Оказал воздействие на С. Булгакова, П.Флоренского, Л.Карсавина, В. Эрна, Е. и С. Трубецких, С. Франка, Н. Бердяева, А. Лосева.

Характеристика воззрений "Оппозиция против философских стремлений Соловьева шла из двух лагерей: во-первых, со стороны рационалистического идеализма против Соловьева выступил Б.Чичерин, во-вторых,со стороны позитивизма выступил Лесевич и многие другие. Все противники сходились в отрицании мистицизма, считая мистицизм несоединимым с наукою". (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 141)

Учение Суть гегельянства
'Великое достоинство гегельянства в том, что и бессмысленная "субстанция" догматизма, и двусмысленный "субъект" критицизма превращены здесь в верстовые столбы диалектической дороги. Картезианская "душа" перешла в кантианский "ум", а этот растворился в самом процессе мышления, не становясь, однако, и у Гегеля разумом истины. Все внешние перегородки между философским мышлением и его предметом - самою истиною - сняты в гегельянстве, но воздвиглась внутренняя преграда самомнения, объявившего, что процесс постижения истины и есть сама истина'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1968. Т.1. С. 828) Психические состояния и мысль
'Если бы наши мысли не имели сверх своей единичной психической наличности еще всеобщего логического значения, то нельзя было бы даже прийти к понятию о достоверности непосредственного сознания: переживаемые состояния сознавались бы непосредственно, но не сознавалось бы это сознание и его достоверность. В размышлении о психической наличности эта наличность превращается в нечто другое, в логический предмет, и самый факт размышления оказывается зараз и фактом, и чем-то большим, чем факт. Сознание психической наличности, как таковой, становится достоверным, лишь теряя свою непосредственность, переставая быть только наличным психическим состоянием, превращаясь в мысль о всяких таких состояниях'. (Там же. С. 805).
Истина
'Кто думает о самой истине, тот, конечно, не думает тут о своем я - не в том смысле, чтобы он терял, самосознание, а в том, напротив, что он приобретает, для своего пустого я новое и притом самое лучшее - безусловное содержание, хотя сперва лишь в замысле, в предварении. Уже в акте решения познавать саму истину мыслящее я становится формою истины - формою как бы в зародыше. Но уже и в зародыше своей познаваемости сама безусловная истина обладает своим отличительным качеством, она ни в каком случае не может представлять собою чего-нибудь частичного, ограниченного и обособленного. Зародыш самой истины есть зародыш ее всецельности, и внутренний рост этого зародыша может быть только развитием истинной всецелости'. (Там же. С. 822).
Сущее
'Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или взаимоотношение обоих; смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение (познание) является в форме ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает относящихся, и безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее'. (Там же. С. 691).
'Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие в том же смысле, как мы должны сказать, например, что человек (мыслящий) не есть мышление, но ему принадлежит мышление. Как мыслящий не тождественн с мышлением, но имеет мышление, так и сущее не тождественно с бытием, но имеет бытие или обладает, бытием'. (Там же . С. 700).
'Как стремление абсолютного к другому, то есть к бытию, любовь есть начало можественности, ибо абсолютное само по себе, как сверхсущее, безусловно-едино; притом всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, то есть множественность'. (Там же . С. 705).
София
'Если в абсолютном вообще мы различаем его как такого, т. е. как безусловно-сущего, от его содержания, сущности иди идеи, то прямое выражение первого мы найдем в Логосе, а второй - в Софии, которая, таким образом, есть выраженная, осуществленная идея. И как сущий, различаясь от своей идеи, вместе с тем есть одно с нею, так же и Логос, различаясь от Софии, внутренно соединен с нею. София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос и София'. ( Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 108).
'Воспринимая единое божественное начало и связывая этим единством всю множественность существ, мировая душа тем самым дает божественному началу полное действительное осуществление во всем; посредством нее Бог проявляется как живая, действующая сила во всем творении, или как Дух Святый. Другими словами: определяясь или образуясь Божественным Логосом, мировая душа дает возможность Духу Святому осуществляться во всем, ибо то, что в свете Логоса раскрывается в идеальных образах, то Духом Святым осуществляется в реальном действии'. (Там же. С. 131).
'Свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма. Если все существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть обоюдным, т. е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и ее собственным делом'. (Там же. С. 137).
Человек
'В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в созании) в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своем сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность - устроителем и организатором вселенной'. (Там же. С. 140).
Сущее и становящееся
'Если бы не было частного, то не было бы и всего, а если бы не было всего, то не было бы и единого как действительного. Но так как частное, не все, может существовать только в процессе, как становящееся все, то, следовательно, собственное существование принадлежит двум неразрывно между собою связанным и друг друга обусловливающим абсолютным: абсолютному сущему (Богу) и абсолютному становящемуся (человеку), и полная истина может быть выражена словом "Богочеловечество", ибо только в человеке второе абсолютное - мировая душа - находит свое действительное осуществление в обоих своих началах'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 716).
Интуиция
'Общее понятие абсолютного первоначала, как оно утверждается нашим отвлеченным мышлением, имеет характер отрицательный, то есть в нем собственно показывается, что оно не есть, а не что оно есть. Положительное же содержание этого начала, его центральная идея, дается только умственному созерцанию или интуиции. Способность к такой интуиции есть действительное свойство человеческого духа, и только в нем заключается основание действительной теософии'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 226).
Цельное знание
'Цельное знание по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям человека. Отделить теоретический или познавательный элемент от элемента художественного или эстетического можно было бы только в тех случаях, если бы дух человеческий разделялся на несколько самостоятельных существ, из которых одно было бы только волей, другое - только разумом, третье - только чувством. Но так как этого нет и быть не может, так как всегда и необходимо предмет нашего познания есть вместе с тем предмет нашей воли и чувства, то чисто теоретическое, отвлеченно-научное знание всегда было и будет праздною выдумкой, субъективным призраком'. (Там же. С. 229).
Смысл жизни
'Ясно, что смысл жизни не может совпадать с произвольными и изменчивыми требованиями каждой из бесчисленных особей человеческого рода. Если бы совпадал, то был бы бессмыслицею, т. е. его вовсе бы не было. Следовательно, выходит, что разочарованный и отчаявшийся самоубийца разочаровался и отчаялся не в смысле жизни, а как раз наоборот - в своей надежде на бессмысленность жизни: он надеялся на то, что жизнь будет идти, как ему хочется, будет всегда и во всем лишь прямым удовлетворением его слепых страстей и произвольных прихотей, т. е. будет бессмыслицею, - и в этом он разочаровался и находит, что не стоит жить. Но если он разочаровался в бессмысленности мира, то тем самым признал в нем смысл'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т.1. С. 86).
Сила и красота
'Никто не поклоняется бессилию и безобразию; но одни признают силу и красоту, обусловленную добром, вечно пребывающие и действительно освобождающие своих носителей и поклонников от власти смерти и тления, а другие возвеличивают силу и красоту, отвлеченно взятые и призрачные. Если первое учение ждет своей окончательной победы только в будущем, то второму от этого не легче: оно уже побеждено - побеждено всегда - оно умирает с каждым покойником и погребено на всех кладбищах'. (Там же. С. 89).
Добро и зло
'Так как нет никакого объективного основания любить зло, как таковое (для разумного существа), то воля может избрать его только произвольно - разумеется, под условием ясного и полного сознания, ибо в полусознательном состоянии дело достаточно объясняется ошибкою суждения. Добро определяет мой выбор в свою очередь всею бесконечностью своего положительного содержания и бытия, следовательно, этот выбор бесконнчно определен, необходимость его была абсолютная, и произвола в нем - никакого; напротив, при выборе зла нет никакого определяющего основания, никакой необходимости, и, следовательно, бесконечный произвол'. (Там же. С. 118).
'Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определен самим добром, доступным нам внутренно через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние, формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия'. (Там же. С. 96).

Главные сочинения 1) Собр. соч., 2-е изд. Т. 1-10. СПб., 1911- 1913; 2) Письма. Т. 1- 3. М., 1908- 1911; 3)Соч.:В 2 т. М., 1988, 4) Соч.: В 2 т. М., 1989.

Сочинения 1. Собр. соч.: В 9 т. СПб., 1901-1907; 2-е изд.: В 10 т. СПб., 1911-1914; 2. Соч.: В 2. т. М., 1988; 3. Соч.: В 2 т. М., 1989; 4. Письма: В 4 т. СПб., 1908-1923; 5. Русская идея / Пер. с франц. М., 1911; 6. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1975; 7. Литературная критика. М., 1990; 8. Философия искусства и литературная критика.

Литература Величко В.Л. В.Соловьев. Жизнь и творения. 2-е изд. СПб., 1903;О Владимире Соловьеве. М., 1911. Сб. 1;Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. М., 1913. Т. 1-2;Радлов Э.Л. Вл.Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913;Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977;Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Париж, 1936;Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 1. С. 7-71;Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 1983; Он же. Вл.Соловьев и его время. М., 1990;Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. ? 6;Рашковский Е.Б. Вл.Соловьев о судьбах и смысле философии // Там же;Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М., 1988;Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1989. ? 6;Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева // Там же. 1994. ? 6;Блок А.А. "Рыцарь-монах" // Собр. соч., М., 1962. Т. 5;Лукьянов С.М. О Вл.С. в его молодые годы. Материалы к биографии. Кн. 1-3. Пг., 1916-1921 М., 1990);George M. Mystische und religioese Erfahrung im Denken Vladimir Solov`evs. Goettingen, 1988;Stremooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Strasbourg, 1935; lausanne, 1975;Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke. L.,1988;Wenzler I. Die Freiheit und das Boese nach V.S. Muenchen, 1978; Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества (Портреты русских мыслителей). СПб., 1998.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
МОЧУЛЬСКИЙ Константин Константинович
ВЫШЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ
Вшивцев Владимир Сергеевич
Вшивцев Владимир Сергеевич

Новости по темеСОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич:
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич, фото, биография
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич, фото, биография СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич Философ, публицист, поэт., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь