СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич(Философ, публицист, поэт.)
Комментарии для СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
Биография СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
16/28.1.1853 - 1/13.8.1900 Общая информация Создатель философии Всеединства.Окончил Моск. ун-т (1873), в течение года был вольнослушателем Моск. Духовной Академии.В 1874 защитил магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)", а в 1880- докторскую "Критика отвлеченных начал". Педагогическая деятельность С. прервалась в 1881 после публичного обращения к царю о помиловании убийц Александра II. В творчестве С. выделяют три главных периода: 1) 1874- 1881, когда методом "критики отвлеченных начал" строится концепция положительного всеединства, 2)1881- 1889, этап, отмеченный созданием романтической утопии всемирной теократии, 3) 1889- 1900, характеризуется возвратом к философско- теоретическим вопросам, разработкой этической концепции, обоснованием эстетики, завершением теории познания, нарастанием эсхатологических настроений. В философии всеединства утверждается относительность всех конкретных форм бытия и безусловность Сущего, которое мыслится как начало всякого бытия. Теологическими аспектами Абсолютного являются Логос и София. Гносеологией всеединства выступает учение о "цельном знании", в котором снимается противоречие науки, философии и теологии. Осн. труды С.: "Философские начала цельного знания" (1877), "Чтения о Богочеловечестве" (1877- 1881), "Исторические дела философии" (1880), "Оправдание добра" (1894- 1898), три статьи по гносеологии- "Теоретическая философия"(1897- 1899) и многочисленные трактаты и статьи ("Смысл любви", "Общий смысл искусства", "Русская идея", "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории","Россия и вселенная церковь"). Оказал воздействие на С. Булгакова, П.Флоренского, Л.Карсавина, В. Эрна, Е. и С. Трубецких, С. Франка, Н. Бердяева, А. Лосева. Характеристика воззрений "Оппозиция против философских стремлений Соловьева шла из двух лагерей: во-первых, со стороны рационалистического идеализма против Соловьева выступил Б.Чичерин, во-вторых,со стороны позитивизма выступил Лесевич и многие другие. Все противники сходились в отрицании мистицизма, считая мистицизм несоединимым с наукою". (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 141) Учение Суть гегельянства 'Великое достоинство гегельянства в том, что и бессмысленная "субстанция" догматизма, и двусмысленный "субъект" критицизма превращены здесь в верстовые столбы диалектической дороги. Картезианская "душа" перешла в кантианский "ум", а этот растворился в самом процессе мышления, не становясь, однако, и у Гегеля разумом истины. Все внешние перегородки между философским мышлением и его предметом - самою истиною - сняты в гегельянстве, но воздвиглась внутренняя преграда самомнения, объявившего, что процесс постижения истины и есть сама истина'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1968. Т.1. С. 828) Психические состояния и мысль 'Если бы наши мысли не имели сверх своей единичной психической наличности еще всеобщего логического значения, то нельзя было бы даже прийти к понятию о достоверности непосредственного сознания: переживаемые состояния сознавались бы непосредственно, но не сознавалось бы это сознание и его достоверность. В размышлении о психической наличности эта наличность превращается в нечто другое, в логический предмет, и самый факт размышления оказывается зараз и фактом, и чем-то большим, чем факт. Сознание психической наличности, как таковой, становится достоверным, лишь теряя свою непосредственность, переставая быть только наличным психическим состоянием, превращаясь в мысль о всяких таких состояниях'. (Там же. С. 805). Истина 'Кто думает о самой истине, тот, конечно, не думает тут о своем я - не в том смысле, чтобы он терял, самосознание, а в том, напротив, что он приобретает, для своего пустого я новое и притом самое лучшее - безусловное содержание, хотя сперва лишь в замысле, в предварении. Уже в акте решения познавать саму истину мыслящее я становится формою истины - формою как бы в зародыше. Но уже и в зародыше своей познаваемости сама безусловная истина обладает своим отличительным качеством, она ни в каком случае не может представлять собою чего-нибудь частичного, ограниченного и обособленного. Зародыш самой истины есть зародыш ее всецельности, и внутренний рост этого зародыша может быть только развитием истинной всецелости'. (Там же. С. 822). Сущее 'Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или взаимоотношение обоих; смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение (познание) является в форме ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает относящихся, и безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее'. (Там же. С. 691). 'Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие в том же смысле, как мы должны сказать, например, что человек (мыслящий) не есть мышление, но ему принадлежит мышление. Как мыслящий не тождественн с мышлением, но имеет мышление, так и сущее не тождественно с бытием, но имеет бытие или обладает, бытием'. (Там же . С. 700). 'Как стремление абсолютного к другому, то есть к бытию, любовь есть начало можественности, ибо абсолютное само по себе, как сверхсущее, безусловно-едино; притом всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, то есть множественность'. (Там же . С. 705). София 'Если в абсолютном вообще мы различаем его как такого, т. е. как безусловно-сущего, от его содержания, сущности иди идеи, то прямое выражение первого мы найдем в Логосе, а второй - в Софии, которая, таким образом, есть выраженная, осуществленная идея. И как сущий, различаясь от своей идеи, вместе с тем есть одно с нею, так же и Логос, различаясь от Софии, внутренно соединен с нею. София есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства. Осуществляющий в себе или носящий это единство Христос, как цельный божественный организм - универсальный и индивидуальный вместе, - есть и Логос и София'. ( Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 108). 'Воспринимая единое божественное начало и связывая этим единством всю множественность существ, мировая душа тем самым дает божественному началу полное действительное осуществление во всем; посредством нее Бог проявляется как живая, действующая сила во всем творении, или как Дух Святый. Другими словами: определяясь или образуясь Божественным Логосом, мировая душа дает возможность Духу Святому осуществляться во всем, ибо то, что в свете Логоса раскрывается в идеальных образах, то Духом Святым осуществляется в реальном действии'. (Там же. С. 131). 'Свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма. Если все существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть обоюдным, т. е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и ее собственным делом'. (Там же. С. 137). Человек 'В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в созании) в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своем сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность - устроителем и организатором вселенной'. (Там же. С. 140). Сущее и становящееся 'Если бы не было частного, то не было бы и всего, а если бы не было всего, то не было бы и единого как действительного. Но так как частное, не все, может существовать только в процессе, как становящееся все, то, следовательно, собственное существование принадлежит двум неразрывно между собою связанным и друг друга обусловливающим абсолютным: абсолютному сущему (Богу) и абсолютному становящемуся (человеку), и полная истина может быть выражена словом "Богочеловечество", ибо только в человеке второе абсолютное - мировая душа - находит свое действительное осуществление в обоих своих началах'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 716). Интуиция 'Общее понятие абсолютного первоначала, как оно утверждается нашим отвлеченным мышлением, имеет характер отрицательный, то есть в нем собственно показывается, что оно не есть, а не что оно есть. Положительное же содержание этого начала, его центральная идея, дается только умственному созерцанию или интуиции. Способность к такой интуиции есть действительное свойство человеческого духа, и только в нем заключается основание действительной теософии'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 226). Цельное знание 'Цельное знание по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям человека. Отделить теоретический или познавательный элемент от элемента художественного или эстетического можно было бы только в тех случаях, если бы дух человеческий разделялся на несколько самостоятельных существ, из которых одно было бы только волей, другое - только разумом, третье - только чувством. Но так как этого нет и быть не может, так как всегда и необходимо предмет нашего познания есть вместе с тем предмет нашей воли и чувства, то чисто теоретическое, отвлеченно-научное знание всегда было и будет праздною выдумкой, субъективным призраком'. (Там же. С. 229). Смысл жизни 'Ясно, что смысл жизни не может совпадать с произвольными и изменчивыми требованиями каждой из бесчисленных особей человеческого рода. Если бы совпадал, то был бы бессмыслицею, т. е. его вовсе бы не было. Следовательно, выходит, что разочарованный и отчаявшийся самоубийца разочаровался и отчаялся не в смысле жизни, а как раз наоборот - в своей надежде на бессмысленность жизни: он надеялся на то, что жизнь будет идти, как ему хочется, будет всегда и во всем лишь прямым удовлетворением его слепых страстей и произвольных прихотей, т. е. будет бессмыслицею, - и в этом он разочаровался и находит, что не стоит жить. Но если он разочаровался в бессмысленности мира, то тем самым признал в нем смысл'. (Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т.1. С. 86). Сила и красота 'Никто не поклоняется бессилию и безобразию; но одни признают силу и красоту, обусловленную добром, вечно пребывающие и действительно освобождающие своих носителей и поклонников от власти смерти и тления, а другие возвеличивают силу и красоту, отвлеченно взятые и призрачные. Если первое учение ждет своей окончательной победы только в будущем, то второму от этого не легче: оно уже побеждено - побеждено всегда - оно умирает с каждым покойником и погребено на всех кладбищах'. (Там же. С. 89). Добро и зло 'Так как нет никакого объективного основания любить зло, как таковое (для разумного существа), то воля может избрать его только произвольно - разумеется, под условием ясного и полного сознания, ибо в полусознательном состоянии дело достаточно объясняется ошибкою суждения. Добро определяет мой выбор в свою очередь всею бесконечностью своего положительного содержания и бытия, следовательно, этот выбор бесконнчно определен, необходимость его была абсолютная, и произвола в нем - никакого; напротив, при выборе зла нет никакого определяющего основания, никакой необходимости, и, следовательно, бесконечный произвол'. (Там же. С. 118). 'Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определен самим добром, доступным нам внутренно через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние, формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия'. (Там же. С. 96). Главные сочинения 1) Собр. соч., 2-е изд. Т. 1-10. СПб., 1911- 1913; 2) Письма. Т. 1- 3. М., 1908- 1911; 3)Соч.:В 2 т. М., 1988, 4) Соч.: В 2 т. М., 1989. Сочинения 1. Собр. соч.: В 9 т. СПб., 1901-1907; 2-е изд.: В 10 т. СПб., 1911-1914; 2. Соч.: В 2. т. М., 1988; 3. Соч.: В 2 т. М., 1989; 4. Письма: В 4 т. СПб., 1908-1923; 5. Русская идея / Пер. с франц. М., 1911; 6. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1975; 7. Литературная критика. М., 1990; 8. Философия искусства и литературная критика. Литература Величко В.Л. В.Соловьев. Жизнь и творения. 2-е изд. СПб., 1903;О Владимире Соловьеве. М., 1911. Сб. 1;Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. М., 1913. Т. 1-2;Радлов Э.Л. Вл.Соловьев. Жизнь и учение. СПб., 1913;Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977;Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Париж, 1936;Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 1. С. 7-71;Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 1983; Он же. Вл.Соловьев и его время. М., 1990;Асмус В.Ф. В.С.Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. ? 6;Рашковский Е.Б. Вл.Соловьев о судьбах и смысле философии // Там же;Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М., 1988;Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1989. ? 6;Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева // Там же. 1994. ? 6;Блок А.А. "Рыцарь-монах" // Собр. соч., М., 1962. Т. 5;Лукьянов С.М. О Вл.С. в его молодые годы. Материалы к биографии. Кн. 1-3. Пг., 1916-1921 М., 1990);George M. Mystische und religioese Erfahrung im Denken Vladimir Solov`evs. Goettingen, 1988;Stremooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Strasbourg, 1935; lausanne, 1975;Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke. L.,1988;Wenzler I. Die Freiheit und das Boese nach V.S. Muenchen, 1978; Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества (Портреты русских мыслителей). СПб., 1998.
Комментарии пользователей
|
|
|