СТЕПУН Федор Августович(Философ, социолог, историк и культуролог.)
Комментарии для СТЕПУН Федор Августович
Биография СТЕПУН Федор Августович
19.2/2.3.1884 - 23.2.1965 В течение 7 лет изучал философию, государственное право и теорию искусств в Гейдельбергском ун-те. С 1910 жил в России, один из организаторов философского ежегодника "Логос". В 1914 мобилизован в армию. 1919-1920 - художественный руководитель Театра революции в Москве. Выслан из России в 1922. С 1926 по 1937 занимал кафедру социологии Дрезденского ун-та, уволен нацистами. С 1946 - преподавал русскую философию в Мюнхенском ун-те. Влияние на С. оказали Вл.Соловьев, философия жизни, Шлегель, Бердяев. Предпочтение отдавал философско-художественным жанрам /заметкам, романам, мемуарам/. Жизнь и творчество понимал как противоположные начала человека, исходил из невыразимости жизненного опыта. Критиковал современную эпоху за бездуховность. Предшественник теории конвергенции. Характеристика воззрений "Степун, подобно Сеземану, разработал собственную теорию о развитии к идеалу абсолютного познания посредством проведения различий между двумя типами опыта: опытами творчества и опытами жизни". (Лосский Н.О. История русской философии М. 1991. С. 412) Учение Жизнь и творчество 'Жизнь и творчество определены, как два полюса логически индифферентного переживания, или как две тенденции его. Устремляясь к полюсу творчества, переживание как бы стремится навстречу всем родам постижения. С этой целью оно раскалывается на многие части, из которых каждая оказывается в состоянии стать в положение субъекта, постигающего все остальные части его, как данные ему объекты. Перед нами развертывается монадологическая структура сферы творчества, и тем самым и сферы культуры. Устремляясь к полюсу жизни, переживание как бы стремится выйти из-под власти какого бы то ни было постижения. С этой целью оно свертывается в один познавательно-нерасчлененный темный центр, в котором гаснут все образы, отцветают все понятия и умолкают всякие звуки. Так раскрывается нам сущность мистического начала жизни'. (Степун Ф.А. Жизнь и творчество // Русские философы: Антология. Вып. 2. М., 1994. С. 156. Переживание Бога 'Теперь же я делаю решительный шаг вперед и утверждаю начало переживания жизни, как переживание, по сравнению с переживанием творчества, более глубокое и более значительное, как переживание предельно значительное и предельно глубокое, как переживание религиозное, как религиозное переживание Бога. Доказательства этому шагу я конечно и не ищу и не даю; оно могло бы быть лишь попыткой доказать, что переживание жизни есть действительно религиозное переживание. Но такое доказательство, конечно, совершенно невозможно, ибо религиозность не есть атрибут, который я правомерно или неправомерно приписываю переживанию жизни, она есть его сущность, оно само. Кому в переживании дана жизнь в раскрытом мною смысле, тому тем самым уже дана и жизнь религиозная, т.е. тому дано внутреннее знание жизни, как Бога, знание Бога живого, знание Жизни. Таким образом отождествление Жизни и Бога является как бы мистическим a priori всего моего раскрытия миросозерцательного значения понятий Жизни и творчества'. (Степун Ф.А. Жизнь и творчество // Русские философы: Антология. Вып. 2. М., 1994. С. 180). Сущность человека 'Отказаться от творчества человеку нельзя, ибо творить всего только и значит быть человеком. Быть же человеком человеку определено самим Богом. А потому отказ от творчества есть не что иное, как прямое Богоборчество. Погрузиться в сферу творчества и утверждать, что ею исчерпывается Жизнь, что в ней обретается Бог, - это значит исказить образ Жизни и забыть о живом Боге. А потому единственная правда в отношении Жизни и творчества может заключаться только в том, чтобы, творя, человечество каждым творением своим неустанно говорило бы не о том, чем все сотворенное бесконечно богато, но только о том, за чем оно, словно за милостынею, вечно протягивает свою нищую руку'. (Степун Ф.А. Жизнь и творчество // Русские философы: Антология. Вып. 2. М., 1994. С. 184). Главные сочинения 1/ Трагедия творчества. //Логос. 1911. Кн.1; 2/ Жизнь и творчество. //Логос. 1913. Кн.3-4; 3/ Бывшее и несбывшееся. Т.1-2. Нью-Йорк, 1956; 4/ Встречи. Мюнхен, 1962. Сочинения 1. От редакции// Логос. 1910. 2. Логос// Труды и дни. 1912.? 1. 3. Прошлое и будущее славянофильства// Северные записки. 1913. Кн. 11. 4. Открытое письмо А. Белому по поводу статьи "Круговое движение// Труды и дни. 1912. ? 4 - 5. 5. Из писем прапорщика - артиллериста. Одесса, 1919. 6. Жизнь и творчество. Статьи о немецком романтизме и славянофильстве. Берлин, 1923. 7. Основные проблемы театра. Берлин, 1923. 8. Мысли о России// Современные записки. 1923. 9. Религиозный смысл революции// Современные записки. 1929. 10. Николай Переслегин. Paris, 1929. 11. Путь творческой революции// Новый град. 1931. ? 1. 12. О человеке "Нового града"// Новый град. 1932. ? 3. 13. Идея России и формы ее раскрытия// Новый град. 1933. ? 8. 14. Христианство и политика// Современные записки. 1933. 15. Бывшее и несбывшееся: В 2 т. Нью - Йорк, 1956. 16. Встречи. Мюнхен, 1962. 17. Встречи и размышления. Избр. статьи. Лондон, 1992. Литература Белый А. Начало века. М., 1990; Он же. Между двух революций. М., 1990;Варшавский В.А. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956;Вишняк М.В. Современные записки. Воспоминания редактора. СПб.; Дюссельдорф, 1993;Зандер Л.А. О Ф.А.Степуне и о некоторых его книгах // Мосты. 1963. Т. 10. С. 318-340;Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956 (Париж, 1984);Полторацкий Н.П. Философ-артист // Полторацкий Н.П. Россия и революция: Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль ХХ века: Сб. статей. Tenatly, 1988;Штаммлер В. Ф.А.Степун // Русская религиозно-философская мысль ХХ века: Сб. статей под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1975.
Комментарии пользователей
|
|
|