ТАРЕЕВ Михаил Михайлович(Религиозный философ и богослов.)
Комментарии для ТАРЕЕВ Михаил Михайлович
Биография ТАРЕЕВ Михаил Михайлович
7/19.11.1867 - 20.5/4.6.1934 Общая информация Окончил Моск.Духовную Академию, где затем был профессором кафедры православного богословия /1902-1918/. Негативно относился к попыткам синтеза христианства и светских форм жизни, выступал против теократии Вл.Соловьева. Предвосхитил религиозный экзистенциализм, утверждая, что трагизм человеческого существования связан с принадлежностью человека двум сферам - духовной и природной. "Ведение" Т. отличал от "знания", понимая первое как мистическое, интуитивное постижение реальности. Характеристика воззрений "Тареевская концепция христианства - дуалистическая и очень отличается от монизма славянофилов и Вл. Соловьева. У Тареева есть много верного. Он - решительный враг теократии. Но он также враг всякого гностицизма. Царство Божие есть царство личностей, духовно свободных. Основная идея Евангелия - идея божественной духовной жизни". (Бердяев Н. А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М. 1990. С. 213) Учение Основная проблема 'Для меня вся религиозная проблематика сводится к вопросу о примирении реальной действительности с религиозной святостью, о примирении Евангелия с культурным прогрессом и мирскими радостями. Около этой проблемы вращаются все мои богословские сочинения'. (Тареев М.М. Основы христианства. Сергиев Посад, 1910. Т. 4. С. 406). Нравственность 'Мы должны признать за человеком право отвергать ту или иную форму религии, не удовлетворяющую нравственное сознание человека, право сознательного повиновения религиозным авторитетам по этическим мотивам. Если эта истина еще не нашла себе всеобщего признания, то во всяком случае уже не может быть места разумным возражениям против нее; ей могут противиться только по недоразумению'. (Там же. С. 70). Критика социализма 'Всякий абсолютный идеал, также и коллективизм, вступая за пределы свойственной ему субъективной сферы и облекаясь в форму социальной программы, неизбежно становится утопизмом в нарицательном смысле слова'. (Он же. Социализм (Нравственность и хозяйство). Вып. 1. Сергиев Посад, 1913. С. 89). Главные сочинения 1/ Основы христианства. Т.1-4. Сергиев Посад, 1908; 2/ Философия жизни. Сергиев Посад, 1916; 3/ Христианская философия. М., 1917. Сочинения 1. Искушение богочеловека как единый искупительный подвиг всей земной жизни Христа в связи с историею дохристианских религий и христианской церкви. М., 1898; 2-е изд., 1900; 2. Живая дуща. Очерк нравственных сил современной России. СПб., 1900; 2-е изд., 1908; 3-е изд., 1913; 3. Цель и смысл жизни. М., 1902; 2-е изд., 1903; 4. Истина и символы в области духа. Сергиев Посад, 1905; 5. От смерти к жизни. Вып. 1: Живая душа. Сергиев Посад, 1907; 6. Основы христианства: В 5 т. Сергиев Посад, 1908-1910; 7. Основы христианства: Краткое изложение. СПб., 1909; 8. Предел коллектива. СПб., 1912; 9. Жизнь и учение Христа. Ч. I: Философия евангельской истории. Сергиев Посад, 1913; 10. Социализм (Нравственность и хозяйство). Вып. 1: Научный социализм, его экономическое учение. Сергиев Посад, 1913; 11. Философия жизни. Сб. статей 1891-1916 гг. Сергиев Посад, 1916; 12. Христианская философия. Ч. I: Новое богословие. М., 1917.
Комментарии пользователей
|
|
|