ФОНВИЗИН Михаил Александрович(Представитель утопического социализма.)
Комментарии для ФОНВИЗИН Михаил Александрович
Биография ФОНВИЗИН Михаил Александрович
20/31.8.1788 - 30.4(12.5).1854
Общая информация С 1803 - на военной службе. Участник Отечественной войны 1812. Генерал-майор /1820/. Член декабристкой организации "Союз спасения", готовил программу и устав Северного общества декабристов. После восстания арестован и приговорен к 12 годам каторги. Вернулся из Сибири в 1853. Выдвигал идеи общинного социализма. Учение Мировой дух 'Но кто же он - этот Weltgeist? Существо ли, имеющее личность. Или только мировая идея, которая развивается в истории? - Это не Бог уже потому, что постепенное совершенствование - достижение конкретности мировым духом - противно понятию о Боге. Существе безначальном, бесконечном и всесовершенном. Если Гегелев Weltgeist есть идея об абсолютном (о Божестве), постепенно развивающаяся в истории, то и это воззрение противоречит свидетельству истории. Первая ступень восхождения мирового духа, когда он не имел еще полного сознания и не достиг конкретности, есть, по Гегелю, мир востока с его теократическими царствами. А именно, в одном их них - в израильском - идея об абсолютном была чистейшею, ведение о Боге сознательное и совершенное, как дарованное чрез откровение. Без которого человек никогда бы и не познал Бога'. (Фонвизин М.А. Обозрение истории философских систем.//Из истории русской философии Х1Х - начала ХХ в. М., 1969. С. 365). Философия истории Гегеля 'Гегель не считает 80 миллионов славян народом историческим, может быть в уме своем предназначая им быть пятою ступенью для восхождения мирового духа'. (Там же). Социалистические и коммунистические учения 'Защитников этих систем сочинения запрещены и до нас не доходят. Но, рассматривая без предубеждения новые эти учения, даже по отчетам их злейших критиков, основная мысль социализма и коммунизма тождественна с предписываемыми Евангелием обязанностями любви к ближнему и братолюбием. Если в числе последователей новых политических учений есть и неверующие, пантеисты и скептики, то не должно ли дивиться и благоговеть перед могущественною силою благодатного слова, увлекающего даже противников его говорить и действовать в его духе и несознательно распространять евангельские истины'. (Фонвизин М.А. Из писем Е.П.Оболенскому. //Избр. Соц.-полит. и философ. произв. декабристов. М., 1951. Т. 3. С. 199-200). Коммунизм и христианство 'Из всех законодателей Моисей был самый радикальный в смысле коммунистическом и за многие тысячелетия до нас понимал, что земля, так же как воздух, вода, не может быть безусловною, неотчуждаемою собственностию лица, но что все земнородные имеют естественное неотъемлемое право, живя на ней, трудом своим снискивать от нее пропитание'. (Там же. С. 202-203). Главные сочинения 1/ Соч. и письма. Т.1-2. Иркутск, 1979-1980; 2/ О коммунизме и социализме. //Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1985. Сочинения 1/ Соч. и письма. Т.1-2. Иркутск, 1979-1980; 2/ О коммунизме и социализме. //Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1985.
Комментарии пользователей
|
|
|