Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Виткомб Джадсон
Стукова МарияСтукова Мария
Кожевников Петр Валерьевич
Королев Сергей Александрович Королев Сергей Александрович
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23927





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич

(Философ, сторонник правогегельянского направления, теоретик государства и права, историк и публицист.)

Комментарии для ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
Биография ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
загрузка...
загрузка...
26.5/7.6.1828 - 3/15.2.1904

Общая информация Учился в Моск. ун-те, в котором затем был профессором права /1861-1868/. Воспитатель наследника престола при Александре II. Моск.городской голова /1882-1883/. Гегелевскую триаду пытался заменить "тетрадой", заменяя антитезис отвлеченно-общим и отвлеченно-частным. Стремился разделить сферы нравственности и права. Критиковал позитивизм, идеи Вл.Соловьева. Один из основателей юридической школы в отечественной историографии.

Характеристика воззрений "Чичерин видоизменил схему диалектического процесса, и это повлекло за собой глубокое отличие от гегелевских воззрений. Н. Коркунов показал, что видоизменения, внесенные Чичериным, не улучшают Гегеля, а, напротив, лишают его всякого значения". (Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 111) "Влияние Гегеля заметно и на киевском проф. С. Гогоцком, на П. Редькине, написавшем обширную историю древней философии( 7 томов, доведена до Аристотеля), и на Б.Чичерине; последний проявил склонность к гегельянству в своей логике, метафизике и философии права".(Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 111)

Учение Критика материализма
'Когда материалисты производят разум из материи, они понимают разум не как мировое начало, а как частное явление, в единичном существе, ибо в этом только виде можно видеть в нем произведение материальных частиц. И тут, однако, являются неодолимые затруднения. Каким образом может известное сочетание частиц произвесть сознание закона, идущего далеко за пределы этих частиц? Очевидно, что следствие шире причины, а это противоречит основному началу закона причинности'.
(Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1879. С. 108).
Бытие
'Из четырех выведенных метафизикой причин бытия три носят на себе характер абсолютного: 1) причина производящая, которая есть бытие самосущее, источник и начало всякого бытия; 2) причина формальная, разум, который, происходя от причины производящей, имеет, однако, начало в самом себе: он сам себя полагает и тем самым становится абсолютным началом всех своих определений; 3) причина конечная, которая заключает в себе полноту бытия, а вместе и абсолютную цель всего сущего. Эти три причины суть абсолютное начало, абсолютная середина и абсолютный конец всего сущего; они составляют триединое абсолютное. Четвертая же причина, материальная, в себе самой есть многая и частная, а потому не абсолютная. Это - область относительного и производного. В противоположность истинно сущему, которое есть абсолютное, она определяется как сущее, вызываемое из ничтожества, а потому причастное этому ничтожеству'.
(Чичерин Б. Н. Основания логики и метафизики. М., 1894. С. 347- 348).
Гегель.
'По учению Гегеля, сама идея развивает из себя противоположности и опять их снимает; таким образом, они являются только ее моментами, чем самым уничтожается их самостоятельность. Недостаточность этой точки зрения именно и повела к дальнейшему развитию философии, которая естественно распалась на две противоположные отрасли, материалистическую и нравственную: одна утверждала самостоятельность материального мира, другая отстаивала самобытное существование духовно-нравственной личности'.
( Чичерин Б. Н. Вопросы философии. М., 1904. С. 163).
Законы истории.
'Мы можем следующим образом формулировать общие законы развития человечества: 1) Развитие человечества идет от первоначального единства через раздвоение к единству конечному.2) Это движение совершается сменой синтетических периодов и аналитических. Первые характеризуются господством религий, вторые - развитием философии. Аналитические периоды представляют движение от одного синтеза к другому.3) Каждый, как синтетический, так и аналитический, период представляет один или несколько циклов, обнимающих собой развитие четырех основных определений мысли и бытия: первоначального единства, или причины производящей; двух противоположностей, то есть причины формальной и причины материальной; наконец, конечного единства, или причины конечной'.
(Чичерин Б. Н. Наука и религия. М., 1879. С. 514).
Права человека.
'Можно ли сказать, не нарушая самых первых оснований справедливости, что тот, кто ленился, должен пользоваться одинаковыми благами с тем, кто работал; кто расточал свое достояние - с тем, кто его сберегал; кто не умел ничего приобрести - с тем, кто умел приобретать? С какой бы стороны мы не взяли этот вопрос, равное пользование жизненными благами везде оказывается чистой химерой, противоречащей и природе человека, и свойству человеческих отношений. Не право на пользование жизненными благами, а право на свободную деятельность для приобретения этих благ принадлежит человеку, то есть ему может быть присвоено равенство формальное, а никак не материальное'.
(Чичерин Б. Н. Собственность и государство, ч. 1-2. М., 1882- 1883. Ч. 1. С. 251- 252).
'Итак, мы приходим к заключению, что если формальное равенство, или равенство перед законом, составляет требование свободы, то материальное равенство, или равенство состояний, противоречит свободе'.
(Там же. С. 259).
Априорность в познании.
'Закон причастности, так же как законы тождества и противоречия, не что иное, как известный способ действия разума, познающего предметы. Поэтому он предшествует познанию, а не извлекается из него; он составляет прирожденное свойство разума, а не приобретенное. Поэтому он распространяется на все явления без исключения, не только на те, которые познаются, но и на те, которые могут и даже не могут быть предметом познания'.
(Чичерин Б. Н. Наука и религия. М., 1879. С. 28).
Диалектика.
'Что математика представляет в области количества, то диалектика дает в области качества. Обе составляют расширение логики. Диалектика не исследует бесконечного разнообразия реальных качеств: это дело наведения. Но она выводит общие качественные начала, которыми связывается это разнообразие. Посредством этих начал все человеческое знание сводится к единству. Поэтому диалектика составляет верховную философскую науку, связывающую и объясняющую все остальное'.

Главные сочинения 1/ Мистицизм в науке. М., 1880; 2/ Положительная философия и единство науки. М., 1892; 3/Основания логики и метафизики. М., 1894; 4/ Философия права. М., 1900; 5/ Воспоминания. Т.1-4. М., 1929-1934.

Сочинения Вопросы философии. М., 1904; История полит. учений. М., 1869-1902. Ч. I-V; Курс гос. науки. М., 1894-1898. Ч. I-III; Наука и религия. М., 1901; О нар. представительстве. М., 1899; Положительная философия и единство науки. М., 1892; Собственность и гос-во. М., 1882-1883. Ч. I-II; Философия права. М., 1998; Воспоминания. М., 1991.

Литература Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984;Струве П.Б. На разные темы: Сб. ст. СПб., 1901;Walicki A. Legal philosophies of Russian liberalism. Univ. Notre Dame Press, 1992.


загрузка...
Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
СИМОНОВ Рубен Николаевич
ЛИВАНОВ Борис Николаевич
БУГАЕВ Борис Николаевич (Андрей Белый)


Новости по темеЧИЧЕРИН Борис Николаевич:
ЧИЧЕРИН Борис Николаевич, фото, биография
ЧИЧЕРИН Борис Николаевич, фото, биография ЧИЧЕРИН Борис Николаевич Философ, сторонник правогегельянского направления, теоретик государства и права, историк и публицист., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь