Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)СЕЙФРИД Аманда (Amanda Seyfried)
ФАНДЕРА ОксанаФАНДЕРА Оксана
ЧАДОВ Алексей АлександровичЧАДОВ Алексей Александрович
Сибагатуллин Фатих СаубановичСибагатуллин Фатих Саубанович
Сара КоннорСара Коннор
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август

(Последний польский король - правил (1764-1795))

Комментарии для ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август
Биография ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август
(1739-1798)
Французские энциклопедисты, просветители разных стран Европы называли Станислава Августа в череде тех крупнейших государственных деятелей XVIII века, которые в той или иной степени стремились претворить в жизнь созданное, по словам Вольтера, 'республикой философов'. 'Разве вы не видите, - писал Вольтер Гельвецию, - что весь Север - наш, а раньше или позже фанатики с Юга также будут посрамлены? Императрица России, польский король... король прусский, победитель находящейся в тисках суеверий Австрии и другие правители встают под знамена философии'. В отличие от мудрых деспотов типа Екатерины II или Фридриха II, Станислав Август не был монархом по крови и духу. По крови и духу он был интеллектуалом эпохи Просвещения, выбранным на трон волею судеб и стечением обстоятельств.

Годы правления Станислава Августа Понятовского вошли в историю Речи Посполитой как 'станиславовские времена', может быть, не столько в силу важности его участия в общественно-политической жизни страны, сколько благодаря его исключительныым личным заслугам в развитии культуры, искусства и литературы. С его именем связано многое из того, что в Польше появилось впервые: первая - в духе идей Просвещения - целостная программа государственной, политической, хозяйственно-экономической и культурной реформ; первый общедоступный национальный театр (1765); первое государственное светское учебное заведение - Рыцарская Школа Кадетов (1765), откуда вышли Т. Костюшко, Я.Ясиньский, Ю.У.Немцевич и многие другие известные люди эпохи Просвещения; первый польский журнал нового типа 'Монитор' (1765-1785), при подготовке которого учитывался опыт английского 'Зрителя' Дж.Аддисона и Р.Стила; первое в Европе министерство народного образования - Эдукационная Комиссия (1773). По типу английских и французских научных обществ Станислав Август и его сподвижники создают Литературное Общество (1765-1770), призванное способствовать распространению воззрений и культуры Просвещения путем изданий и переводов, а также ввоза заграничных книг. Благодаря покровительству Станислава Августа и некоторых крупных магнатов стремительно развиваются сеть типографий, книгоиздательство и пресса. Предприниматели и специалисты из Германии, Франции и Англии знакомят Польшу с новейшей техникой книгопечатания, видами рекламы, методами распространения газет, журналов и книг. Читальни, книжные лавки, литературные кафе, библиотеки наряду с редакциями, салонами магнатов, шляхты, высокообразованных и состоятельных горожан, а также центрами политических группировок и реорганизуемыми государственными учреждениями стали средоточием интеллигенции, которая уже к концу 1780-х годов выступает как особая социальная среда, вырабатывающая общенациональные идейные программы. 'В возникновении этой прослойки, - отмечает сегодня польский историк Е.Ковецкий, - необходимого элемента современной национальной общности, огромной была роль короля, его продуманной политики в области культуры и просвещения, его начинаний и покровительства научной, художественной и воспитательной деятельности'.

Последний польский король был и одним из основных авторов первой на континенте Конституции 3 Мая 1791 года, которая снискала общеевропейскую известность и вызвала восторг просветителей разных стран. Вообще, сочетание пессимистичного 'последний' с оптимистичными 'первый', 'впервые' неизбежно возникает при каждой попытке осмыслить значение этого интеллектуала на троне.

Наделенный тонким художественным вкусом, Станислав Август, с именем которого также связано бурное развитие строительства, особенно в столице, сам принимал участие в подготовке архитектурных проектов и планировке интерьеров. При нем вырабатывается так называемый 'стиль Станислава Августа', или 'станиславовский классицизм' (своеобразное сочетание элементов барокко, органичного для Польши на протяжении почти двух предшествующих веков, с главенствующей классицистической направленностью). По его инициативе переделывается Королевский Замок, создается изумительный дворцово-парковый комплекс Лазенки в Варшаве. Преображаясь, столица становится подлинным центром новой политической и духовной жизни.

Развитию новых течений в польском изобразительном искусстве (классицизм, сентиментализм, рококо, неоготика) способствовали приглашенные Станиславом Августом художники, скульпторы и архитекторы из Франции, Италии и Германии, а также молодое поколение польских мастеров, многие из которых обучались на личные средства короля.

Литературный салон Станислава Августа стал крупнейшим очагом культурной жизни 1760-1770-х годов. Здесь бывали родоначальники литературы польского Просвещения - Ф.Богомолец, А.Нарушевич, С.Трембецкий, И. Красицкий, а также Ю.Шимановский, Ю.Выбицкий (впоследствии автор текста национального гимна) и другие. Здесь на знаменитых 'четверговых обедах' в непринужденной атмосфере читались новые произведения, вспыхивали оживленные споры, обсуждались насущные вопросы жизни и искусства, звучали остроумные экспромты, возникали новые замыслы. Своего рода печатным органом этого кружка был первый польский литературный журнал 'Развлечения приятные и полезные' (1770-1777), который отражал уже официальную культурную политику Королевского Замка.

А она предполагала не только но-вую организацию литературной жиз-ни, но и новое отношение к писательскому труду, который ранее не считался профессиональным занятием. Многим литераторам Станислав Август оказывал материальную помощь, способствовал изданию их трудов. По его указанию в честь писателей чеканились особые медали, Нарушевич создавал их жизнеописания, а французский художник Л.Марто - портреты. Другая серия портретов, выполненных в характерной для эпохи технике пастели - цветными мелками, украшала одну из зал, по соседству с которой и проходили 'четверговые обеды'. Но-вое отношение к литераторам и литературе как к действенному средству популяризации просветительских идей принесло свои плоды уже достаточно скоро: 1770-е годы - это 'золотой период', расцвет творчества крупнейших писателей - ближайших сподвижников Станислава Августа. Да и сам он вошел в историю литературы как талантливый публицист (писал на польском и французском), ритор, поэт. Он переводил Шекспира с английского на французский, Горация - с латыни на польский, поэзию Нарушевича и Трембецкого - на французский. Он оставил десять рукописных томов мемуаров на французском языке (хоть и частично, но неоднократно переиздавались в оригинале и переводах на русский, польский, немецкий) и богатое эпистолярное наследие (среди адресатов - Вольтер, П.А.Метастазио, Г.Уолпол, Костюшко, Д. Вашингтон, Екатерина II).

Благодаря королевским начинаниям формируются материально-экономические основы для переориентации всей национальной жизни и системы духовных ценностей. Станислав Август выступает с идеей создания национальной промышленности, организует компанию мануфактур, производящих шерстяные ткани (1767), строит оружейный завод в г.Козенице. По его инициативе возникают литейный завод и монетный двор в Варшаве, фарфоровый завод в Бельведере, оживляется горная промышленность. Особая заслуга Станислава Августа состоит в том, что при нем складывается национальная художественная промышленность, продолжившая традиции народных промыслов и ремесел.

Меценатство Станислава Августа в силу занимаемого им положения обрело общенациональный характер. В осуществление своих замыслов он вкладывал личные и государственные средства, привлекал к работе не только друзей и приближенных, но и аппарат власти. Порой даже трудно установить, где кончается король-меценат и начинается король - автор культурной политики государства.

Конечно, были тогда и другие монархи-меценаты: Людовик XIV во Франции, королева Кристина в Швеции, Фридрих Август I Сильный в Саксонии, Фридрих II - в Пруссии, немало повлиявшие на судьбы национальной культуры. Однако последний польский государь имел в этом отношении одно существенное отличие, обусловленное в какой-то мере и идеями эпохи Просвещения, и традициями шляхетской демократии, и его личными качествами: Станислав Август своим меценатством отнюдь не стремился подчеркнуть величие и пышность королевского двора. Развитие национальной культуры до высочайшего западноевропейского уровня - вот его цель. Личное у него было зачастую неотделимо от общенационального, государственного: собственные богатейшие коллекции миниатюр, рисунков, древних гемм он рассматривал как начало национального музея, а собрание античных копий предлагал использовать как пособие для художественных учебных заведений.

Меценатство Станислава Августа было продиктовано не престижными соображениями и великосветской модой, а внутренними потребностями тонко чувствующего искусство благородного человека, активной, творческой личности. Причем абсолютно бескорыстной. Живое участие, сострадание и помощь окружающим буквально разорили его. Взойдя на трон достаточно состоятельным, он покинул его, имея громадные долги. Возможно, эти наклонности Станислава Августа коренятся в биографии короля - тех условиях, которые формировали его философско-этические интересы, общекультурные представления, художественные вкусы.

Отец монарха - тоже Станислав (1677-1762) - отличался если не знатностью рода, то выдающимися способностями военачальника, политика и публициста. Он сделал блестящую карьеру. Был сторонником С. Лещиньского, генералом у Карла XII (сражался под Полтавой, сопровождал его в Турцию), а благодаря женитьбе вошел в клан Чарторыских, партия которых стремилась реформировать страну в духе идей Просвещения. Образованный человек, он писал свои труды на французском и польском. Его сын вырос в атмосфере высокой культуры. Домашнее образование бы-ло восполнено учебой в Варшавском коллегиуме театинского ордена и путешествием в Бельгию и Голландию. Затем работа в канцелярии своего дяди М.Чарторыского - канцлера Великого княжества Литовского, посещение Берлина, Дрездена, Вены. Особое значение имела поездка в 1753-1754 годах через Австрию, Саксонию и Голландию во Францию и Англию, где молодой политик углубляет познания в современной философии, искусстве и литературе, а так-же теории государства и права, бывает в знаменитых салонах и королевском дворце. В Париже он знакомится с Монтескье, Дидро, Д'Аламбером, становится постоянным гостем салона мадам Жоффрен, с которой его впоследствии связывала многолетняя дружба. У нее собиралось блестящее общество просветительски мыслящих иинтеллектуалов. По возвращении на родину Понятовский получает должность стольника литовского и вскоре отправляется в Петербург секретарем английского посланника, одновременно представляя интересы 'Фамилии' (так именовалась партия Чарторыских).

Блестящий эрудит и острослов, обладающий тонкими французскими манерами и привлекательной внешностью, он - известная фигура в Северной Пальмире. В том же 1755 году начинается его нашумевший роман с великой княгиней Екатериной, будущей русской императрицей. Отозванный в июле 1756-го, он уже в январе следующего года возвращается в Россию на этот раз как посланник курфрюста саксонского и короля польского Августа III (и одновременно представитель 'Фамилии'). Однако через два года его дипломатическая карьера была прервана разразившимся скандалом: страстные любовники так долго и очевидно пренебрегали правилами света, что это едва не стоило жизни молодому польскому дворянину. (По некоторым сведениям Станислава Августа выслали также и потому, что он был причастен к политическим интригам Екатерины.)

Несколько лет затем Понятовский был депутатом сейма. Между тем последовали события, которые предрешили дальнейшую судьбу стольника литовского. В 1762 году на русский трон вступает Екатерина II, а год спустя умирает Август III. На опустевший польский престол 7 августа 1764 года по указке императрицы и под наблюдением русского посла Кейзерлинга, при поддержке 'Фамилии' и под дулами русских войск, окруживших поле, где проходили выборы, возводится Станислав Понятовский.

В стремительных вихрях, героических всплесках и сокрушительных катаклизмах политической истории Польши XVIII века фигура последнего польского короля до сих пор по-разному видится историкам. Противоречивые оценки его деятельности обусловлены как комплексами национального менталитета, так и стереотипами исторического, политического и идеологического мышления. Объективную трудность в понимание свершившегося вносят дипломатические хитросплетения Австрии, Пруссии и России, уничтоживших на долгий срок в процессе трех разделов (1772, 1793, 1795) многовековую польскую государственность, а также действия внутренней оппозиции и весьма неоднородного по идейным течениям лагеря реформ в Речи Посполитой.

Екатерина II, выдвигая кандидатуру Понятовского на польский трон, руководствовалась отнюдь не сентиментальными и волнующими ее воображение воспоминаниями, а как и всегда - соображениями политики. Холодно-рассудочный, лицемерный и циничный государственный деятель, она рассчитывала, что стольник, ставший благодаря ей королем, будет таким же покладистым на польском престоле, как и в ее великокняжеской опочивальне. Эти надежды государыни не оправдались. Станислав Август никогда не был орудием в руках императрицы, а каждая его уступка становилась результатом постоянного и сильного политического нажима, постоянной и мощной угрозы насилия извне, умелого использования могучей внутренней оппозиции. И как по требованию Екатерины II Понятовский был возведен на польский престол, точно так же по ее требованию он принужден был отречься от него 25 ноября 1795 года.

Теперь, когда все его замыслы рухнули, Станислав Август намеревается уехать в Италию или Швейцарию, однако по указанию царицы еще год - вплоть до ее смерти - остается в Гродно под наблюдением генерал-губернатора Н.В.Репнина. Он пережил ее на два года. В феврале 1797 года бывший польский король по приглашению Павла I прибывает в Петербург. Как и многие другие противники 'маменьки' (а в их числе - Костюшко и его адъютант - известный политик и писатель Немцевич, освобожденные из Петропавловской крепости), он пользуется уважением и даже почетом. Под резиденцию ему отводят Мраморный дворец. Здесь он внезапно умирает 12 февраля 1798 года.

Один из крупнейших представителей высокой культуры в Польше XVIII века, непосредственно связанный с видными фигурами эпохи Просвещения на Западе, член Петербургской (с 1778) и Берлинской (с 1791) академий наук, обладавший тонким вкусом, талантом организатора и искусством общения, Станислав Август имел все данные, чтобы содействовать развитию национальной культуры нового типа. Волею ли судеб, счастливым ли стечением обстоятельств, закономерностью ли истории - он получил максимальные возможности, чтобы реализовать эти способности. И реализовал их так полно, как только было возможно.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
АВГУСТ
Говорухин Станислав Сергеевич
Говорухин Станислав Сергеевич
ДУЖНИКОВ Станислав
ДУЖНИКОВ Станислав

Новости по темеПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август:
ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август, фото, биография
ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август, фото, биография ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август Последний польский король - правил (1764-1795), фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь