РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло(Скульптор)
Комментарии для РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло
Биография РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло
Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие '...времени даром не теряли и даром не жили'. Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе. Произведениям Б.К.Растрелли свойственны барочная парадность и пышность. Пример - 'Императрица Анна Иоанновна с арапчонком' (1733-1741).
Через пять десятилетий Франческо Бартоломео (1700-1771)), став знаменитым русским архитектором, составил перечень своих творений. Не стесняясь он приписал себе и все те, где был только помощником отца. На самом деле за первые 20 лет жизни в России он построил самостоятельно только один дворец в Петербурге: для молдавского господаря, князя Дмитрия Кантемира. Но уже эта работа принесла ему успех. Не случайно сын господаря, поэт, посол России в Англии и Франции, Антиох Кантемир в примечании к своей сатире 'На зависть и гордость дворян злонравных' написал: 'Растрелли родом итальянец... искусный архитектор: за младостью лет не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах...'
Известность Франческо как мастера удивительных архитектурных фантазий побудила новую русскую императрицу Анну Иоанновну повелеть отцу и сыну Растрелли возвести для нее зимний дом в московском Кремле, летний - на окраине Москвы в Лефортове (1713) и Зимний дворец в Петербурге (1733). Увы, ни один из них не дожил до наших дней.
Дворцы так понравились государыне и ее окружению, что фаворит императрицы герцог Эрнст Бирон пожелал, чтобы Франческо Растрелли спешно возвел для него два дворца в Курляндии: в Рундале (1736) и в Митаве (Елгава, 1738). Здесь были предприняты первые серьезные поиски нового архитектурного стиля, который окончательно утвердился через полтора десятилетия. За эту работу Растрелли было пожаловано звание обер-архитектора императорского двора (1738).
Однако, не успев завершить отделку курляндских дворцов, архитектор вынужден был спешно вернуться в Петербург. Новая правительница - Анна Леопольдовна вознамерилась иметь свой Летний дворец на том месте, где теперь высится Михайловский замок. Строить его доверено было Франческо Растрелли. Только заложили фундамент, как власть в России опять переменилась. Императрицей стала Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Ее приближенные, конечно, не захотели признать архитектора, ходившего недавно в любимцах всем ненавистного Бирона. Растрелли собрался было уезжать, но...
Веселая императрица жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и могущество государства, а буйно украшенные фасады - укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его неуемной фантазией. Волей неволей пришлось обращаться к нему. Первым делом архитектору велено было закончить Летний дворец, эту уменьшенную копию знаменитого дворца Людовика XIV в Версале. Затем следовало довершить Аничков дворец на Невском проспекте, начатый талантливым Михаилом Земцовым. Потом сделать пристройку к Зимнему дворцу, изрядно расширить старый дворец царя Петра в Петергофе и приступить к изготовлению модели будущего первого женского монастыря в Петербурге.
Создание нового дворца в Петергофе началось в 1747 году и завершилось в 1752 году. Нарядное здание, протянувшееся на 300 метров, стоит на высоком берегу и фасадом обращено к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства и художник ХХ столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: 'Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей'.
Еще полным ходом шли работы в Петергофе, а нетерпеливая императрица уже пожелала, чтобы обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу. Когда весной 1757 года Елизавета с гордостью показывала свою новую резиденцию иностранным послам, в общем хоре восторгов не был слышен голос посла Франции. Удивленная императрица обратилась к нему: 'Что не понравилось господину послу, чего здесь не хватает?' И в наступившей тишине услышала ответ: 'Я не увидел самого главного... Достойного футляра для столь великой драгоценности'.
Царскосельский ансамбль по праву можно назвать одной из вершин русского барокко. Стиля, в который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал все фасады здания, а не только главный, как на Западе; следуя традициям древнерусской архитектуры, успешно использовал цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин) декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль 'елизаветинским', или 'растреллиевским барокко'. Он очень быстро стал модным. Многие стремились построить дом и украсить его в растреллиевском духе. Петербургские вельможи замучили обер-архитектора своими просьбами. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного поставщика Г.Штегельмана на Мойке (1750), дворец графов Строгановых на Невском (1753). В эти же годы Растрелли принимается за чертежи дворца для императрицы в Стрельне, возводит небольшой дворец на Средней Рогатке, создает проект нового Зимнего дворца, наблюдает за работами в Царском Селе и в Смольном монастыре, как стали называть женскую обитель по расположенному рядом с ней Смоляному двору.
Рассказывают, что десятилетия спустя другой знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, ярый приверженец строгого классицизма, проходя мимо собора Смольного монастыря, каждый раз с почтением снимал шляпу - 'Это великая архитектура!' Храм поднялся в центре крестообразного двора, образованного двухэтажными кельями, очень похожими на небольшие загородные дворцы. Устремленный ввысь, стройный и нарядный огромный собор кажется очень легким, способным в любое мгновение оторваться от земли. А обилие колонн и декоративных украшений рождает ощущение, что он не построен, а вылеплен из камня. К сожалению, Растрелли не довелось полностью воплотить свой замысел: не были отделаны интерьеры и осталась только в модели ажурная 140-метровая колокольня. Деньги понадобились на войну с Пруссией (1756-1762) и для строительства нового Зимнего дворца. История его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Сохранилось немало его резких донесений с угрозами бросить работу из-за отсутствия опытных мастеров, необходимых материалов и лживых отписок чиновников с обещаниями 'тотчас' все исправить. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть терпеливым, дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце и никак не соглашалась на сооружение другого. Растрелли безропотно выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего дворца - ее давняя и заветная мечта. И в конце концов Елизавета ему поверила.
Дворец заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. Как писала в своем Указе императрица Елизавета: 'для одной славы всероссийской империи'. Увы, не довелось ей увидеть дворец завершенным. В апреле 1762 года в нем поселился новый русский император Петр III. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри - свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом св.Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.
Через два с половиной месяца жизнь архитектора переменилась. Скинув мужа, на трон села Екатерина II. И сразу же воцарились новые интересы и новая мода: увлечение французскими энциклопедистами и классицизмом. Старый мастер пышного барокко - Франческо Растрелли стал не нужен двору. Тщетно предлагал он свои услуги герцогу курляндскому и королю Пруссии. Эпоха барокко завершилась. Ради хлеба насущного пришлось заняться продажей картин, которые он привозил из Италии.
В октябре 1770 года Растрелли обратился с просьбой принять его в члены Петербургской академии художеств. В январе 1771 года Академия 19-ю голосами против трех приняла еще недавно прославленного обер-архитектора в вольные общники. А в апреле того же года он скончался. Следы его могилы затерялись. В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.
Комментарии пользователей
|
|
|