Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23928





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СУМАРОКОВ Александр Петрович

(Знаменитый русский поэт и драматург)

Комментарии для СУМАРОКОВ Александр Петрович
Биография СУМАРОКОВ Александр Петрович
фото СУМАРОКОВ Александр Петрович
(1717-1777)
Когда дождливым октябрьским днем 1777 года несколько актеров несли на своих плечах скромный гроб на кладбище Донского монастыря, мало кто из прохожих знал, что хоронят знаменитого русского поэта и драматурга, бывшего директора первого в России отечественного публичного театра, недавнего законодателя литературных мнений на 'российском Парнасе' - Александра Петровича Сумарокова. Он принадлежал к тому поколению русских писателей, которые обновляли национальную культуру на светских началах, ориентированных на европейский опыт. Не кто иной как Сумароков заложил основы русской драматургии XVIII века. Вместе с тем он был талантливым поэтом, острым критиком, едким и насмешливым публицистом.

Сумароков происходил из знатной дворянской семьи. Он родился на зем-ле Финляндии, недалеко от Вильманстранда (нынешнее название местечка - Лаппенранта), где его отец командовал бригадой во время Северной вой-ны. Сначала образованием мальчика занимались домашние учителя. Когда же в 1732 году в Петербурге был открыт Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус - привилегированное учебное заведение для детей высшего дворянства, Сумароков стал одним из первых его воспитанников. В корпусе, где готовили будущих государственных чиновников, особое внимание уделялось гуманитарным дисциплинам, тонкостям светского этикета, иностранным языкам. Поощрялись также занятия литературой, силами кадетов был создан любительский театр. Кроме того, они могли свободно посещать спектакли гастролировавших заграничных трупп. В подобной обстановке формировались литературные пристрастия Сумарокова и особенно интерес к театру, фанатическая преданность которому будет сопровождать его на протяжении всей жизни.

Первыми поэтическими опытами Сумарокова были во многом подражательные любовные песни и поздравительные оды в честь императрицы Анны Иоанновны. После окончания корпуса в 1740 году Сумароков служит адъютантом вице-канцлера графа М.Г.Головкина, а с конца 1741 года, после восшествия на престол Елизаветы Петровны, становится адъютантом фаворита императрицы А.Г. Разумовского. В 1743 году он уже имеет чин генерал-адъютанта. Но карьера не мешает Сумарокову все свободное время посвящать литературе. Он участвует в теоретических спорах, с интересом читает знаменитых драматургов Франции XVII века и посещает все спектакли трупп, выступающих в Петербурге. Создать в России такую литературу, которая могла бы достичь уровня литератур наиболее культурных европейских стран - отныне цель жизни Сумарокова.

Широкая известность приходит к Сумарокову в 1748 году, когда он выпускает теоретический трактат из двух эпистол в стихах. В первой он говорил о создании русского литературного языка, а во второй - о том, чем должны заниматься русские молодые поэты, желающие посвятить себя литературе. Вторая эпистола - 'о стихотворстве' была написана в подражание знаменитому трактату теоретика французского классицизма Н.Буало 'Поэтическое искусство' и стала своеобразным манифестом русского литературного классицизма, где Сумароков подробно характеризовал основные его жанры и указывал образцы, на которые следовало ориентироваться поэтам.

Гравюра с изображением героев трагедии А.П.Сумарокова 'Хорев'. Первое издание. 1747


Тогда же Сумароков сочиняет свою первую трагедию 'Хорев' - на легендарный сюжет из истории Древней Руси, выдержанную в театральных правилах французских классицистических трагедий. Пьеса, сыгранная на сцене любительского театра Шляхетского корпуса в декабре 1747 года, бы-ла с восторгом принята зрителями. В январе 1750 года по желанию императрицы Елизаветы Петровны спектакль шел на сцене придворного театра. Воодушевленный успехом, Сумароков пишет еще несколько трагедий: 'Гамлет' (1748) - в подражание знаменитой пьесе Шекспира, 'Синав и Трувор' - на мифологический сюжет из истории Новгорода, 'Артистона!' (обе - 1750) - по мотивам древнеперсидской истории и 'Семира' (1751) - вновь обращенная к событиям времен Киевской Руси. Тогда же Сумароков создает ряд одноактных комедий: 'Тресотиниус', 'Третейский суд' (позднее она стала называться 'Чудовищи'), 'Ссора мужа с женой' (во второй редакции 'Пустая ссора') и 'Нарцисс'.

Сумароковские трагедии служили своеобразной школой добродетели для монархов и сословной чести для подданных. Автор внушал зрителям идею пагубности - и для личности и для государства - своеволия, а также показывал современникам, как им следует выполнять свой общественный долг. В комедиях Сумароков высмеивал невежественных дворян, слепых подражателей французской моде, алчных подьячих, тупых педантов, нередко выводя в карикатурном виде своих литературных противников.

В августе 1756 года Сумароков назначается директором учрежденного по именному указу Елизаветы Петровны первого профессионального Российского театра. Он занимал эту должность в неимоверно трудных условиях - был по сути художественным руководителем, сценографом, воспитателем труппы и при этом не прекращал писать пьесы: в конце 1750-х годов создаются трагедия 'Димиза', комедия 'Приданое обманом', драма 'Пустынник', оперные и балетные либретто. Средств на театр постоянно не хватало, и Сумароков подчас тратил на его нужды собственные деньги. Но возможности были не беспредельны. Резкие разногласия с начальством вынудили Сумарокова в 1761 году покинуть пост директора театра. Он даже дал зарок не писать более для театра ничего, но, конечно же, очень скоро его нарушил.

С 1759 года Сумароков издает журнал 'Трудолюбивая пчела', став основным его вкладчиком. Это был первый в России чисто литературный журнал, на страницах которого публиковались, в частности, переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация, Лукиана. В середине 1760-х годов Сумароков вновь обращается к комедийному жанру и создает цикл остро сатирических комедий: 'Опекун', 'Лихоимец', 'Ядовитый'. Желчная сатира Сумарокова часто приводила его к ссорам с современниками. Он не ладил, например, с Ломоносовым, Тредиаковским, писателями Эминым, Чулковым и многими другими. Тем не менее Сумароков оставался признанным вождем литературной молодежи, и к его мнению относились со вниманием почти все, кто стремился найти свой путь в литературе тех лет. Возникновение поэтических группировок нередко становилось причиной острых полемических схваток между авторами, в которых Сумароков зачастую выступал застрельщиком. Его едкие пародии на оды Ломоносова, и особенно на стихи модного в конце 1760-х годов поэта В.Петрова, пользовавшегося покровительством Екатерины II, - заметная веха в литературной борьбе тех лет.

В 1769 году Сумароков переезжает на постоянное жительство в Москву. Он создает своего знаменитого 'Димитрия Самозванца' (1770) - первую и единственную его трагедию, основанную на подлинных событиях национальной истории. Выбор сюжета - захват русского престола Лжедмитрием при помощи польских войск в 1605 году - давал возможность поставить в произведении серьезные проблемы современности: узурпации власти, зависимости судеб монархии от воли народа, и по-прежнему - о долге и ответственности самодержцев перед подданными. В эти же годы Сумароков пишет трагедии 'Вышеслав' и 'Мстислав', а также несколько комедий, в которых сказалось влияние новаторской пьесы Д.И. Фонвизина 'Бригадир'. Исследуя нравы дворянского общества, Сумароков рисует теперь комически заостренные типы помещиков - в комедиях 'Рогоносец по воображению', 'Вздорщица' и 'Мать - совместница дочери' (все - 1772).

Сумароков выпустил целый ряд сборников поэтических произведений разных жанров и наиболее значительные из них - басни. Свободные от голого нравоучения, насыщенные смехом, сарказмом, грубоватым народным юмором, они по широте своих социальных обобщений и сатирической остроте стали непревзойденными образцами басни-притчи на ранней стадии становления этого жанра. Всего Сумароков написал свыше 350 басен (шесть книг).

Слагал он и песни-романсы - простые и естественные в выражении любовного чувства, они были очень популярны у современников.

С переездом в Москву Сумароков изучает исторические источники, на основе которых создает труды 'Первый и главный стрелецкий бунт, бывший в Москве 1682 года в месяце маие', 'Сокращенная повесть о Степане Разине', 'Краткая Московская ле-топись', 'Второй стрелецкий бунт' и другие.

Еще в 1756 году Сумарокова по ходатайству известного историка академика Г.Ф. Миллера избирают почетным членом Лейпцигского литературного общества. Сохранились свидетельства заочного знакомства Сумарокова с Вольтером, к которому он обращался в 1769 году касательно новых веяний в драматургии. В России у Сумарокова было много учеников и последователей, внесших серьезный вклад в развитие русской литературы XVIII века, например, М.М.Херасков, В.И.Майков, А.А.Ржевский, Я.Б. Княжнин.

Последние годы Сумароков жил в постоянной нужде. Он умер в полном одиночестве, хотя авторитет его в литературных кругах России оставался очень высоким. Через четыре года после смерти Сумарокова его горячий поклонник русский просветитель и книгоиздатель Н.И. Новиков выпустил в Москве десятитомное 'Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе... Александра Петровича Сумарокова'.



--------------------------------------------------------------------------------


А.П.Сумароков о 'черни':

'У нас сие имя всем тем дается, которые не дворяне. Дворянин! Великая важность! Разумный священник и проповедник величества божиего или кратко богослов, естествослов, агроном, ритор, живописец, скульптор, архитектор и протч. по сему глупому положению члены черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения и поругания! Истинная чернь суть невежды, хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало'.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
  • Алексей для СУМАРОКОВ Александр Петрович

  • мне ;а
    8(904)332-62-08 81;.
    Написать комментарий
    Ссылки по теме:
    ДОВЖЕНКО Александр Петрович
    Петров Александр Петрович
    Петров Александр Петрович
    АГАПЕЕВ Александр Петрович

    Новости по темеСУМАРОКОВ Александр Петрович:
    СУМАРОКОВ Александр Петрович, фото, биография
    СУМАРОКОВ Александр Петрович, фото, биография СУМАРОКОВ Александр Петрович Знаменитый русский поэт и драматург, фото, биография
    RIN.ru - Российская Информационная Сеть
    СМИ

    Криминал

    Мода

    ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

    Политика

    Театр

    Герои

    Государство

    Искусство

    Музыка

    Спорт

    Бизнес

    Культура

    Кино

    Медицина

    Фотомодели

    Исторические личности

    Наука

    Общество

    Люди на монетах

    Бизнес

    Литература


     

     

     

     
    Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь