БУЛГАКОВ Сергей Николаевич(Русский философ и богослов.)
Комментарии для БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
Биография БУЛГАКОВ Сергей Николаевич
(1871-1944) Родился в Ливнах Орловской губернии 16 (28) июня 1871. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах 'Новый путь' и 'Вопросы жизни', издательстве 'Путь'. Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925 и до конца своих дней руководил Православным богословским институтом в Париже. В философских и богословских трудах Булгакова центральную роль играет софиология. Увидев в учении Вл.С.Соловьева о Софии 'наиболее оригинальный' элемент метафизики всеединства, но 'незаконченный и недоговоренный', Булгаков развивал софийную тему уже начиная с Философии хозяйства и вплоть до своих последних богословских творений: Утешитель (1936) и Невеста Агнца (1945). Его богословский опыт трактовки Софии как 'идеальной основы мира', Души мира, Вечной Женственности, нетварного 'вечного образа' и даже 'четвертой ипостаси' был воспринят резко критически в церковных православных кругах и осужден, причем как в России, так и за рубежом. В метафизическом плане софиология Булгакова - это онтологическая система, развитая в русле метафизики всеединства и восходящая своими корнями к платонизму, в которой предпринята попытка радикального - в границах христианской парадигмы - обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса, как обладающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию, 'живым единством бытия'. В Свете Невечернем утверждается, что 'онтологическая основа мира заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы'. Мир в софиологии Булгакова не тождествен Богу - это именно тварный мир, 'вызванный к бытию из ничто'. Но при всей своей 'вторичности' космос обладает 'собственной божественностью, которая есть тварная София'. Космос - живое целое, живое всеединство, и у него есть душа ('энтелехия мира'). Выстраивая онтологическую иерархию бытия, Булгаков различал идеальную, 'предвечную Софию' и мир как 'становящуюся Софию'. Идея Софии (в ее многообразных выражениях) играет у Булгакова ключевую роль в обосновании единства (всеединства) бытия, единства, не признающего в конечном счете никакой изоляции, никаких абсолютных границ между божественным и тварным миром, между началом духовным и природным (мыслитель видел в собственной мировоззренческой позиции своего рода 'религиозный материализм', развивал идею 'духовной телесности' и др.). Софиология Булгакова в существенной мере определяет характер его антропологии: природа в человеке становится 'зрячей' и в то же время человек познает именно 'как око Мировой Души', человеческая личность 'придана' софийности 'как ее субъект или ипостась'. Смысл истории также 'софиен': историческое творчество человека оказывается 'сопричастным' вечности, будучи выражением универсальной 'логики' развития живого, одушевленного (софийного) космоса. 'София правит историей.., - утверждал Булгаков в Философии хозяйства. - Только в софийности истории лежит гарантия, что из нее что-нибудь выйдет'. В антропологии и историософии русского мыслителя, как, впрочем, и во всем его творчестве, граница между метафизическими и богословскими воззрениями оказывается достаточно условной.
Умер Булгаков в Париже 13 июля 1944.
Комментарии пользователей
|
|
|