ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна)(Танцовщица Мариинского театра.)
Комментарии для ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна)
Биография ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна)
Родилась 1 декабря 1881 года. В 1891 принята на балетное отделение Петербургского театрального, училища (педагоги А.А.Облаков, Е.О.Вяземский, П.А.Гердт). На выпускном спектакле выступила в партии Дочери дворецкого в специально поставленном Гердтом балете "Мнимые дриады". С 1899 года - танцовщица Мариинского театра. Дебютировала в том же году в Па де Труа в "Тщетной предосторожности". В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролерши. В постановках М. И. Петипа, Л. И. Иванова и их предшественников определилось многообразие возможностей Павловой: музыкальность и психологическую содержательность ее танца, эмоциональная действенность игры, широта жанрового диапазона. Ее выступление в "Баядерке" (1902) дало вторую жизнь образу Никии, истолкованному в плане высокой трагедии духа, внесло перелом в сценическую жизнь спектакля. В образе Жизели (1903) психологизм трактовки вел к поэтически просветленному финалу. Павлова исполняла партии, где классическая основа имела национальную характерную окраску. Зажигательный, бравурный танец ее испанских героинь-Пахиты, Китри (обе 1907) был высоким образом исполнительского мастерства и стиля своего времени. Обращалась и к собственно характерным танцам: панадерос ("Раймонда"), уральская пляска ("Конек - Горбунок"), испанский танец ("Щелкунчик"), Вакханка ("Времена года"). С новаторскими поисками балетмейстера А. А. Горского, стремившегося к драматизации балетного действия, связаны в репертуаре Павловой партии Китри и БинтАнты ("Дочь фараона"). Последнюю она сначала исполнила в Большом театре (1906), а затем танцевала партию Аспиччии в традиционной постановке того же балета на петербургской сцене. Павлова сыграла важную роль в реформах М.М.Фокина как первая исполнительница главных партий в созданных им балетах: "Виноградная лоза" (1906), "Эвника" (1907; Актея, затем и Эвника), "Шопениана", "Павильон Армиды" (оба 1907; Армида), "Египетские ночи" (1908, Береника). В них проявились одухотворенный психологизм и музыкальность артистки. Главными ценностями творческого союза Павловой и Фокина явились произведения, где танец подчинен духовно-выразительным задачам: "Шопениана", "Лебедь" на муз. К. Сен-Санса (1907, позже под названием "Умирающий лебедь"), ставший поэтическим символом русской хореографии этой эпохи. Отдавая дань новаторству Фокина, Павлова по-прежнему хранила преданность русской балетной классике. С 1908 гастролировала за рубежом. В 1909 году - виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало ее всемирной известности. В 1910 году создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом выступала во многих странах. На сцене Мариинского театра Анна Павлова последний раз выступила в партии Никии в 1913 году, последняя гастроль балерины в России состоялась в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914). Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П.И.Чайковского и А.К.Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту", а также концертные номера. В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры: "Ночь" и "Вальс-каприз" на музыку А.Г.Рубинштейна, "Стрекоза" на музыку Ф.Крейслера, "Калифорнийский мак" на музыку Чайковского. Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 году "Прелюды" на музыку Ф.Листа и "Семь дочерей Горного короля" на музыку А.А.Спендиарова. Творческий облик Павловой сложился на русской сцене. В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства. Слава Павловой стала легендарной. Ее подвижническое служение танцу пробудило во всем мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра. Снималась в художественном фильме "Немая из Портичи" в роли Фенеллы (1915, США); отснятые в 1924 году в Голливуде миниатюры в исполнение Павловой вошли в фильм "Бессмертный лебедь" (1956). Павловой посвящены балет "Моя Павлова" (балетмейстер Р.Пети), художественный кинофильм "Анна Павлова" (1983), документальный фильм "Анна Павлова". Анна Павлова скончалась 23 января 1931 года.
Комментарии пользователей
|
|
|