АББАС Кьяростами(Режиссер, сценарист)
Комментарии для АББАС Кьяростами
Биография АББАС Кьяростами
Дата рождения: 22.06.1940
Иранское присутствие на всех крупнейших мировых фестивалях в 1990-е гг. стало таким же обязательным, каким в конце 1980-х - начале 1990-х гг. было присутствие азиатское или советское. Пресытившихся формальными ухищрениями интеллектуалов очаровывает человечность и бытийный реализм иранских фильмов. Синефилов они подкупают своей обманчивой, почти детской наивностью, маскирующей тонкую и изощренную игру с самой сущностью кино. Аббас Кьяростами - иранский режиссер номер 1.
Кьяростами родился в Тегеране 22 июня 1940 г. Закончил факультет изящных искусств Тегеранского университета по специальности "графика и реклама", после чего стал работать художником и режиссером рекламных роликов и иногда готовил эскизы к кинофильмам. В 1970 г. Аббас пришел в Институт интеллектуального развития детей и подростков, где основал отдел кино. Там он и сделал свой первый учебно-образовательный короткометражный фильм для юношества "Хлеб и улица". Дебютом в полном метре стала картина 1974 г. "Путешественник".
В последующие годы режиссер сделал не один десяток лент, но мировая общественность открыла Кьяростами только в 1989 г., когда на МКФ в Локарно приз "Бронзовый леопард" и приз ФИПРЕССИ получил его фильм 1987-го года "Где дом друга?". Снятая в Гилянской провинции с участием актеров-непрофессионалов, картина об одном дне из жизни обычного иранского школьника растрогала до слез самых закоренелых европейских снобов. Иранский режиссер был назван "новым Росселлини".
Кьяростами вернулся в деревеньку, где снимался "Друг" - он поехал туда спустя три дня после страшного землетрясения 1990 г., чтобы узнать о судьбе двух жителей, братьев Ахмаднуров, игравших в "Друге". Получился пронзительный и оптимистичный, несмотря на весь трагизм происшедшего, фильм "И жизнь продолжается" (1991), сюжетом которого стала сама жизнь. Режиссер (альтер-эго Кьяростами сыграл актер Фархад Керадман) вместе со своим сыном едут в отдаленную деревню на севере страны, разыскивая полюбившихся не только иранцам Ахмада и Бабака Ахмаднуров. Самым впечатляющим эпизодом ленты стал тот, в котором только что похоронившие родных и близких крестьяне настраивают телеантенну, чтобы посмотреть трансляцию чемпионата мира по футболу. Жизнь и ничего больше (таков другой перевод названия фильма) - императив Кьяростами, сделавший возможным появление его других шедевров "Сквозь оливы" (1994) и "Вкус вишни" (1997). Обе картины участвовали в конкурсе Каннского МКФ, обе прибыли во Францию, преодолев препоны, чинимые иранскими властями (что дало повод российским критикам сравнить положение Кьяростами на родине с положением Андрея Тарковского в коммунистической России). "Вкус вишни", в котором неожиданно смело для исламской страны раскрыта тема самоубийства, удостоен "Золотой Пальмовой ветви" юбилейного 50-го Каннского международного фестиваля. Следующая работа Кьяростами "Унесенные ветром" награждена "Серебряным львом" Венецианского МКФ. Несмотря на мировую славу, Кьяростами по-прежнему иногда выступает как художник, иллюстрирующий детские книги.
--------------------------------------------------------------------------------
1970 - "Хлеб и улица" (Nan va Koutcheh) (к/м) 1974 - "Путешественник" (Mossafer) 1987 - "Где дом друга?" (Khane-ye Doust Kodjast?) 1989 - "Домашняя работа" (Mashgh-e Shab) 1991 - "И жизнь продолжается" (Zendegi Edame Darad) 1994 - "Сквозь оливы" (Zire darakhatan zeyton) 1995 - "Люмьер и компания" (Lumiere et compagnie) 1997 - "Вкус вишни" (Ta'm e guilass) 1999 -"Унесенные ветром" (Bad ma ra khabad bord)
Комментарии пользователей
|
|
|