Дата рождения: 22.05.1907
Дата смерти: 11.06.1989
Оливье родился 22 мая 1907 года в Доркинге (Англия), умер 11 июня 1989 года в Лондоне. Сын сельского священника, он в 17 лет бросил занятия в одном из оксфордских колледжей и прошел курс актерского мастерства в Школе дикции и драмы под руководством актрисы Элси Фогерти. К 1930 году, времени кинематографического дебюта в фильме "Слишком много мошенников",
Оливье сыграл уже большое количество ролей в различных английских труппах, включая труппу Мемориального шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне.
В 30-е годы
Оливье стал одним из наиболее известных актеров классического репертуара. Эффектная внешность, обаяние молодости, легкость и стремительность в движениях делали
Оливье одним из наиболее привлекательных "молодых
любовников" своего времени. Сыграв в кино по обе стороны Атлантики более десятка ролей, он, наконец, добился крупного успеха в "Грозовом перевале" Уильяма Уайлера (1939).
Сыгранный им Хитклиф, герой классического романа Эмилии Бронте - характер романтический, сложный, необычный, но одновременно парадоксальным образом воплощающий некоторые черты национального английского характера (хотя он - цыган), - оказался близким актерской индивидуальности
Оливье. В этой роли ему удалось передать контрастное соединение жесткости, порывистости, резкости, желания повелевать с чрезвычайной внутренней ранимостью и определенной тонкостью. С тех пор обыгрывание этого контраста стало одной из главных характеристик
Оливье-актера. В "Ребекке" Хичкока (1940) его безупречный аристократ несет в себе изначальную слабость, обусловленную семейной тайной; в "Этой
женщине Гамильтон" (1941, в нашей стрене - "Леди Гамильтон") А. Корды суровый флотоводец Нельсон вынужден кротко сносить все страдания и неудобства, которые ему, женатому человеку, приносит страсть к
замужней женщине.
В 40-е годы актерским и режиссерским триумфом
Оливье стал фильм по шекспировскому "Генриху V" (1944, премия нью-йоркских критиков, несколько номинаций на "Оскар"), и по сей день остающийся одной из лучших шекспировских экранизаций.
Картина, снимавшаяся в последние годы войны и воспринятая публикой на волне патриотических настроений, в высшей степени удачно соединила особенности театра и кино в красочном экранном зрелище и представила английского короля, победоносного героя битвы при Азенкуре, как идеального солдата и человечного властителя.
В дальнейшем
Оливье неоднократно и как режиссер, и как актер обращался к экранным версиям Шекспира ("Гамлет", 1948, премии "Оскар", Британской киноакадемии, IV МКФ в Венеции; "Ричард III", 1955, премии VI МКФ в Берлине, Британской киноакадемии; "Отелло", 1965), и каждый раз это было крупным событием. В "Галете" его "нежный принц" - не столько рефлексирующий интеллигент, как это стало характерным для послевоенных десятилетий, сколько суровый
воин, снедаемый непонятной внутренней слабостью, трактуемой во фрейдистском духе как влечение к матери. Ричард III - это не столько откровенный сатанинский злодей, сколько отвратительный прагматик, хотя и не лишенный какого-то дьявольского обаяния. Герой "Отелло" не воплощение оскорбленной добродетели, а разумный
государственный муж, так и не сумевший избавиться от извечного дикаря в своей душе.
Ключевым в современном репертуаре стало для
Оливье исполнение роли конферансье из мюзик-холла Арчи Райса в спектакле, а затем и в фильме Тони Ричардсона по пьесе Д. Осборна "Комедиант" (1960, премия XII МКФ в Карловых Варах - ex aequo). Его герой, весельчак в пустыми глазами, провинциальный балаганный комик, старающися из последних сил хоть как-то остаться на плаву, воплощает крах человека, всю жизнь прячущегося за личиной и традиционными английскими ценностями и неспособного на личную самостоятельность. В исполнении
Оливье Арчи Райс стал метафорой социального краха целого поколения "промотавшихся отцов", которому выставляют счет "сердитые" дети.
В 60-е и последующие годы многие персонажи
Оливье несут в себе уже не
драматизм различных форм взаимодействия личности с социальным лицедейством, а разоблачение лицедейства как такового. Отсюда так много ролей более одноплановых: либо целиком "отрицательных", либо "положительных" (нацистский преступник в "Марафонце", 1976, реж. Д. Шлезингер, премия "Золотой глобус" - и охотник за бывшими нацистами в "Мальчиках из Бразилии", 1978, реж. Ф. Шаффнер).
Оливье был одним из наиболее признанных английских актеров. "Вы - сама Англия", - сказал ему Ч. Лоутон после выхода на экран "Генриха V". В 1978 году он был награжден специальной премией "Оскар". В 1947 году возведен в рыцарское достоинство, а в 1970-м - получил пожизненное пэрство, став Бароном
Оливье Брайтонским. С 1962 по 1973 годы
Оливье возглавлял только что организованный Национальный театр, подготовил в своей труппе большой отряд молодых актеров театра и кино. Долгие годы его
театральная карьера была связана с Вивьен Ли, за годы брака с которой сформировался
знаменитый сценический дуэт, лишь единожды - в "Леди Гамильтон" - продемонстрированный на экране (до этого он также был женат на актрисе Джилл Эсмонд). С конца 50-х годов
Оливье часто выступал в паре с Джоан Плоурайт (в частности, в "Комедианте"), на которой после развода с Вивьен Ли женился в 1961 году.
1930 - "Слишком много мошенников" (Too Many Crooks)
1930 - "Соломенная вдова" (The Temporary Widow)
1930 - "Жена Потифара" (Potifar's Wife)
1931 - "Друзья и
любовники" (Friends and Lovers)
1931 - "
Желтый билет" (The Yellow Ticket)
1932 - "Западный проход" (Westward Passage)
1933 - "Полное взаимопонимание" (Perfect Understanding)
1933 - "Ничего смешного" (No Funny Business)
1935 - "Московские ночи" (Moscow Nights)
1936 - "Как вам это понравится" (As You Like It)
1936 - "Завоевание воздуха" (Conquest of the Air)
1937 - "Пламя над Англией" (Fire Over England)
1937 - "21 день"/"Первые и последние" (21 Days / The First and the Last)
1938 - "Развод леди Х" (The Divorce of Lady X)
1939 - "Самолеты типа "Кью" (Q Planes)
1939 - "Грозовой перевал" (Wuthering Heights)
1940 - "Гордость и предубеждение" (Pride and Prejudice)
1940 - "Ребекка" (Rebecca)
1941 - "Леди Гамильтон" (Lady Hamilton)
1941 - "49-я параллель" (49th Parallel)
1943 - "Полурай" (The Demi-Paradise)
1944 - "Генрих V" (Henry V)
1948 - "Гамлет" (Hamlet)
1951 - "Волшебная шкатулка" (The Magic Box)
1952 - "Сестра Керри" (Carrie)
1953 - "Опера нищего" (The Beggar's Opera)
1955 - "Ричард III" (Richard III)
1957 - "Принц и хористка" (The Prince and the Showgirl)
1959 - "
Ученик дьявола" (The Devil's Disciple)
1959 - "Луна и грош" (The Moon and the Sixpence), телевизионный
1960 - "Спартак" (Spartacus)
1960 - "Комедиант" (The Entertainer)
1961 - "Сила и Слава" (The Power and the Glory), телевизионный
1962 - "Семестр испытаний" (Term of Trial)
1963 - "Дядя Ваня" (Uncle Vanya)
1965 - "Отелло" (Othello)
1965 - "Банни Лейк пропала" (Bunny Lake Is Missing)
1966 - "Хартум" (Khartoum)
1968 - "Башмаки рыбака" (The Shoes of the Fisherman)
1969 - "О, что за прелестная война" (Oh! What a Lovely War)
1969 - "Пляска смерти" (Dance of Death)
1969 - "Битва за Англию" (Battle of Britain)
1969 - "Дэвид Копперфильд" (David Copperfield), телевизионный
1970 - "Три сестры" (Three Sisters)
1971 - "Николай и Александра" (Nicholas and Alexandra)
1972 - "Леди Каролина Лэм" (Lady Caroline Lamb)
1972 - "Сыщик" (Sleuth)
1973 - "Венецианский купец" (The Merchant of Venice), телевизионный
1973 - "Долгое
путешествие в ночь" (Long Day's Journey into Night), телевизионный
1975 - "
Любовь среди руин" (Love Among the Ruins), телевизионный
1976 - "
Коллекция" (The Collection), телевизионный
1976 - "Семипроцентный раствор" (Seven-Per-Cent Solution)
1976 - "Марафонец" (Marathon Man)
1976 - "Кошка на раскаленной крыше" (Cat on a Hot Tin Roof), телевизионный
1977 - "На один мост дальше" (A Bridge Too Far)
1978 - "Мальчики из Бразилии" (The Boys from Brazil)
1978 - "Бетси" (The Betsy)
1979 - "Маленькая
любовная история" (A Little Romance)
1979 - "Дракула" (Dracula)
1980 - "Певец джаза" (The Jazz Singer)
1981 - "Инчон" (Inchon)
1981 - "Битва титанов" (Clash of the Titans)
1983 - "Человек-головоломка" (The Jigsaw Man)
1983 -телевизионный "Король Лир" (King Lear)
1984 - "Баунти" (The Bounty)
1985 - "Дикие гуси II" (Wild Geese II)
1988 - "
Военный реквием" (War Requiem)