Дата рождения: 31.05.1946
Райнер-Вернер Фасбиндер, будущий лидер новой немецкой киноволны семидесятых и один из самых продуктивных режиссеров мирового кино, родился в семье баварского врача. Когда
Райнеру было пять, его родители развелись, и мать воспитывала
ребенка одна. Единственным
увлечением подростка было кино: он смотрел все фильмы, на которые удавалось попасть - дошло до того, что в старших классах парень был исключен из
школы за систематические прогулы. После неудачной попытки поступить в берлинскую киношколу юный
Райнер начал снимать любительские короткометражки (в том числе и с участием своей матери, которая впоследствии появится во многих его
картинах под именем Лило Пемпейт). Одновременно
Фасбиндер увлекся
игрой на сцене и стал
работать в мюнхенском Театре Действия (1967), а в 1968 году собрал собственную экспериментальную труппу "Антитеатр".
В 1969 году
Фасбиндер впервые обратился к кинорежиссуре, сделав полнометражную
картину "
Любовь холоднее смерти". После этого он с бешеной скоростью производил фильм за фильмом, снимая в основном на гранты и субсидии, предоставляемые правительственными фондами. Его резкие, бескомпромиссные, бунтарские ленты на все сто выражали различные стороны личности их создателя.
Фасбиндер работал с почти неизменным составом актеров и технического персонала, сочетая нежную
любовь к своим подчиненным с жестким контролем, в результате чего его фильмы стали образцами "режиссерского кино", где личность актера полностью нивелируется в угоду авторской концепции.
Для его ранних
картин ("Катцельмахер",1969; "Боги чумы", "Почему рехнулся господин Р.", 1970; "Торговец четырех времен года", 1970) характерно отсутствие приемов стилизации и
драматических эффектов и нарочитое пренебрежение установившимися стандартами киноязыка. Камера у
Фасбиндера статична, диалоги длинны и монотонны, однако вопреки всему режиссеру удавалось оказывать сильнейшее воздействие на аудиторию. Почти все фильмы режиссера в большей или меньшей степени антисоциальны, провокативны и основаны на шокирующих сценариях. Главные темы
Фасбиндера - дисгармоничность социальных и межчеловеческих
отношений, агрессивное использование одними людьми власти над другими и подавление личности. Среди его наиболее удачных
работ стоит упомянуть фильмы "Горькие слезы Петры фон Кант" (1972), Страх съедает душу" (1974), "Сатанинское зелье", "Китайская рулетка", "В год тринадцати лун" (1978), "
Замужество Марии Браун" (1979) и "Тоска Вероники Фосс" (за последнюю режиссер получил в 1982 году "Золотого медведя" - гран-при Берлинского кинофестиваля), а также эпический 14-серийный телесериал "Берлин, Александерплац".
10 июня 1982 года
Фасбиндер скончался в Мюнхене от передозировки наркотиков. Уже после его смерти в прокат был выпущен последний фильм "Керель" - черный шедевр, основанный на гомосексуальном романе Жана Жене и ставший своеобразным фильмом-завещанием мастера.
Райнер-Вернер был одним из первых режиссеров, открыто декларировавших свою
сексуальную ориентацию на экране. Еще в подростковом возрасте он удивил родителей, признавшись, что влюблен в сына мясника. Отца шокировал скорее выбор партнера, чем ориентация сына вообще - "неужели не мог найти себе какого-нибудь студента?", заметил сердитый папаша. Но несмотря на гей-пристрастия,
Фасбиндер был дважды женат - на близких по духу актрисе Ингрид Кавен и монтажеру Юлиане Лоренц. Именно он открыл для мирового кино Ханну Шигулу.
Фасбиндер был исключительно разносторонним творцом: помимо кино он
работал на телевидении и в театре,
играл во многих собственных и чужих
картинах и написал немало сценариев. Его нереализованные проекты и спустя годы будоражат воображение современных экспериментаторов. Например, в 1999 году французский режиссер Франсуа Озон, обожающий
сексуальные кинопровокации, с успехом экранизировал раннюю пьесу
Райнера-Вернера "Капли дождя на раскаленных скалах".
1969 - "Катцельмахер" (Katzelmacher)
1969 - "
Любовь холоднее смерти" (Liebe Ist Kalter Als Der Tod)
1970 - "Американский солдат" (The American Soldier/Der Amerikanische Soldat)
1970 - "Почему рехнулся господин Р?"(Warum Lauft Herr R. Amok?)
1971 - "Уайти" (Whity)
1971 - "Предостережение перед святой блудницей" (Warnung Vor Einer Heiligen Nutte)
1971 - "Торговец четырех времен года" (Der Handler Der Vier Jahreszeiten)
1972 - "Горькие слезы Петры Фон Кант" (Die Bitteren Tranen Der Petra Von Kant)
1974 - "Страх съедает душу" (Angst Essen Seele Auf)
1974 - "Эффи Брист Фонтане" (Fontane Effi Briest)
1975 - "Кулачное
право свободы" (Faustrecht Der Freiheit)
1975 - "Вознесение матушки Кюстерс" (Mutter Kusters Fahrt Zum Himmel)
1976 - "Я хочу лишь того, чтобы меня любили" (Ich Will Doch Nur, Dass Ihr Mich Liebt)
1978 - "Германия осенью" (Deutschland Im Herbst)
1978 - "В год тринадцати лун" (In Einem Jahr Mit 13 Monden)
1978 - "Отчаяние" (Despair)
1979 - "
Замужество Марии Браун" (Die Ehe Der Maria Braun)
1979 - "Третье поколение" (Die Dritte Generation)
1980 - "Берлин. Александерплац" (Berlin Alexanderplatz (Tv))
1981 - "Лили Марлен" (Lili Marleen)
1982 - "Лола" (Lola)
1982 - "Тоска Вероники Фосс" (Die Sehnsucht Der Veronika Voss)
1982 - "Керель" (Querelle)